Британский исследователь: мыши могут чуять инфракрасный свет шерстью

Некоторые мелкие млекопитающие могут задействовать специальные волоски на морде для того, чтобы с помощью инфракрасных лучей отслеживать в полной темноте приближение хищников. Такое предположение сделал британский исследователь Ян Бейкер, занимающийся разработкой инфракрасных датчиков для британской оборонной компании и изучивший под микроскопом остевые, или покровные, волоски у мышей, а также поставивший ряд других экспериментов. Соответствующая статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.

Ян Бейкер считает, что в дополнение к острому обонянию, слуху и зрению у мелких млекопитающих может быть способ обнаружения хищников в полной темноте — чувствительные к теплу остевые волоски, способные улавливать инфракрасное излучение от живых тел. Согласно Бейкеру, под микроскопом волоски у мышей Mus musculus напоминают по своему строению устройства оптических датчиков, используемых в тепловизионных камерах для улавливания тепла. В частности, волоски содержат равномерно расположенные полосы пигмента, напоминающие аналогичные структуры в датчиках, которые позволяют фокусироваться на определенных длинах световых волн. Измерение расстояний между полосами подтвердило идею о том, что волоски, по всей видимости, настроены на 10-микронную длину волны инфракрасного излучения, исходящего от многих живых существ. Бейкер обнаружил такое же расстояние в подобных волосках ряда других видов, включая землероек, белок, кроликов и сумчатых мышей.

Исследователь утверждает также, что хищники, такие как кошки и совы, часто меняют свое поведение во время охоты, возможно, чтобы скрыть свои тепловые сигнатуры от потенциальной добычи. Этот вывод он сделал после изучения поведения животных возле своего дома. Но для того, чтобы выяснить это все наверняка, нужны дальнейшие исследования. Можно, например, подтвердить, что клетки кожи у основания волос на самом деле воспринимают мельчайшие изменения температуры.