Находят по запаху: собак научили выявлять COVID-19

Ученые натренировали собак определять COVID-19 по запаху

Находить больных COVID-19 обучили собак специалисты из Франции и Ливана. Собаки оказались способны определять зараженных в 76-100% случаев. Ученые предлагают использовать такой способ для массовых скринингов и поиска тех, кому следует сдать тест на SARS-COV-2.

Собаки способны определять людей с COVID-19 по запаху, выяснила международная группа ученых из Альфорской национальной ветеринарной школы во Франции и Университета Святого Иосифа в Ливане. Подробности они изложили в статье в журнале PLOS One.

Нюх позволяет собакам участвовать в масштабных розыскных операциях, находить до 40 разных видов взрывчатых веществ, определять наркотики и даже выявлять онкологические заболевания. Теперь исследователям удалось обучить собак определять присутствие в организме вируса SARS-CoV-2 по запаху пота.

Исследование проводилось в Париже и Бейруте. Ученые отобрали шесть собак-детекторов — так называют собак, обученных определять что-либо по запаху. В эксперименте согласились поучаствовать 177 пациентов из пяти больниц, примерно половина — с COVID-19. Ученые собрали образцы их пота из подмышек и использовали для обучения собак.

В течение 1-3 недель собак обучали отличать пробы пота зараженных людей от проб незараженных. Затем ученые протестировали их способности: перед собаками находилось несколько образцов, среди которых им нужно было найти тот, что принадлежал человеку с COVID-19.

Собаки запомнили запах менее чем за день, а в течение нескольких недель научились отличать образцы пота пациентов с COVID-19 от образцов пота незараженных людей.

В финальных тестах собаки оказались способны различить образцы в 76-100% случаев.

Однако для одной и той же собаки иногда использовался тот же самый образец пота зараженного, поэтому она могла запомнить верный ответ, что могло исказить результаты. Впрочем, даже при первом прохождении теста собаки с высокой вероятностью определяли образец пота человека с COVID-19.

«Это подтверждает гипотезу, что обонятельная память не играет большой роли, по крайней мере, в нашем исследовании», — отмечают ученые.

Авторы работы находят предварительные результаты довольно впечатляющими.

«Эти результаты дают некоторые доказательства того, что собаки способны отличить образцы пота людей с COVID-19 и сопутствующими симптомами от образцов здоровых людей», — заключают они.

Сейчас определять COVID-19 по запаху учат собак во многих странах, включая Чили, Аргентину, Бразилию, Австралию и Бельгию. Эксперименты финских ученых в аэропорту Хельсинки показали, что собаки могут обнаружить COVID-19 почти в 100% случаев.

Пока неясно, как именно собаки определяют зараженных.

Исследователи предполагают, что SARS-CoV-2 разрушает определенные молекулы, в результате чего из пота, выдыхаемого воздуха, мочи, слез, слюны и фекалий выделяются особые летучие соединения.

Их собакам и удается учуять. По такому же принципу собаки определяют некоторые виды рака.

Хотя результаты и предварительные, полученные данные свидетельствуют, что собак можно использовать для быстрого, надежного и дешевого скрининга на COVID-19. Для точной диагностики, разумеется, собак использовать не предлагают, но с их помощью можно проверять большие группы людей и выявлять тех, кому с наибольшей вероятностью следует пройти тестирование.

Тем временем жандармерия Корсики уже начала кампанию по выявлению людей с новым коронавирусом с помощью собак. Животных обучили определять коронавирус по запаху пота, первая подобная операция уже проведена в порту Порто-Веккьо.

Собаки не обнюхивали людей напрямую, вместо этого в подмышку человека помещался тампон, который затем нюхали собаки. Кроме того, образцы пота обследуемого человека передавались в университет Корсики в Корте для подтверждения результата.

Собак тренировали в течение трех месяцев. В ближайшее время планируется начать подобные проверки и в других портах Корсики.

Ранее Ученые из РАН и Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина провели серию экспериментов, проверив чувствительность собак к летучим органическим соединениям, присущим организму больного раком человека. Полученные результаты свидетельствуют о том, что острый нюх собак может быть использован для диагностики заболевания.

В ходе эксперимента собакам давали сравнить запахи выделений мышей, которым ввели клетки раковой опухоли печени, и здоровых грызунов. Собаки верно определяли запах болезни в 70–80% случаев, при этом наилучшие результаты животные демонстрировали в пик развития опухоли, то есть на третьи сутки после пересадки клеток.