Северный Ледовитый солярий

Пятьдесят пять миллионов лет назад на Северном полюсе летом было +24 °C

Около 55 млн лет назад на Северном полюсе летом было +24 °C. Причем температура на экваторе и полюсах различалась несильно. Ученые считают, что всему виной парниковые газы.

Изучение кернов бурения со дна Северного Ледовитого океана показало, что десятки миллионов лет назад на Северном полюсе было весьма тепло.

Международная экспедиция геологов и климатологов отправилась к Северному полюсу еще в 2004 году, тогда же вышли предварительные результаты. А в четверг журнал Nature опубликовал полные результаты исследования.

Два ледокола пробили дорогу исследовательскому судну Vidar Viking к точке в 250 км от Северного полюса, над хребтом Ломоносова, который возвышается на 3 км над океанским дном. Верхняя точка хребта находится на уровне 975 м под океанской поверхностью. Ледоколы постоянно обкалывали лед, пока Vidar Viking занимался бурением.

В итоге ученым удалось взять 430 м керна. Предыдущие попытки приносили только до 10 м образцов.

Из-за того что бурение в условиях Северного Ледовитого океана очень затруднено, до сих пор об истории климата в этом районе ученые знали совсем немного. Экспедиция арктического бурения (Arctic Coring Expedition, ACEX) расширила это знание на период от 500 тыс. до 80 млн лет назад. Как говорит морской геолог из Университета Бремена в Германии Урсула Рехл, результаты изучения кернов палеоклиматологами оказались весьма неожиданными.

Во-первых, выяснилось, что около 55 млн лет назад летняя температура на Северном полюсе была около +24 °C. А во-вторых, замерзание Арктики и Антарктики началось примерно в одно и то же время.

Изучение изотопного состава органического углерода из окаменевших раковин и морских водорослей, найденных в осадочных породах, дает информацию о температурах в прошлом. Как выяснилось, 55 млн лет назад, в эоцене, средняя температура летнего периода в Северном Ледовитом океане приближалась почти к +24 °C. Это в десять раз больше, чем предполагали климатические модели для данного периода.

Ученые полагают, что в те времена климат на экваторе и полюсах не очень сильно различался. В этом винят парниковые газы, возможно, усиленные каким-то дополнительным фактором, например стратосферной облачностью.

По словам морского геолога из Стокгольмского университета в Швеции и соруководителя экспедиции Яна Бакмана, возможно, на погоду также влияли сильные ураганы, которые вызвали глобальное перемешивание вод океана.

До экспедиции было известно, что арктическое похолодание началось 43 млн лет назад. Однако свидетельства аналогичного похолодания на Северном полюсе относились только к интервалу приблизительно 6–10 млн лет назад.

Теперь ученые обнаружили песок и гальку в Центральном Арктическом бассейне и делают вывод: их туда принесло айсбергами 45 млн лет назад.

Таким образом, кажется, что арктическое похолодание началось в одно время с антарктическим.

Как полагают ученые, их данные крайне важны для моделирования климата будущего, потому что правильная модель климата должна работать в обоих направлениях вектора времени.