Российские ученые придумали новый способ борьбы с сельскохозяйственными бактериями-паразитами

Новую мишень для борьбы с бактериями, поражающими сельскохозяйственные растения, обнаружили специалисты Института цитологии (ИНЦ) РАН — они выяснили, что один из белков теплового шока (IbpA) напрямую взаимодействует с белком, отвечающим за размножение паразитарных бактерий Acholeplasma laidlawii. Полученные данные могут лечь в основу создания препаратов, защищающих урожай от паразитов. Об этом «Газете.Ru» рассказали в Минобрнауки.

Бактерии вида Acholeplasma laidlawii — единственные из микоплазм, которые могут жить свободно в почве или в воде, однако в основном они паразитируют на растениях и животных. В частности, ахолеплазма поражает значимые для сельского хозяйства растения, такие как рис и горох посевной. Жизнедеятельность данных бактерий может приводить к значительным потерям урожая.

«В ахолеплазме мы изучаем так называемый малый белок теплового шока IbpA, который характеризуется большим количеством функций. В частности, он защищает клетки бактерий от стресса. Нам удалось установить, что IbpA напрямую воздействует на белок FtsZ, отвечающий за клеточное деление микроорганизма, причем не только при стрессе, но и в оптимальных условиях для роста данной бактерии», — рассказал «Газете.Ru» руководитель группы молекулярной цитологии прокариот и бактериальной инвазии ИНЦ РАН Иннокентий Вишняков.

Исследователи вместе с коллегами из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и Казанского (Приволжского) федерального университета изучили клетки ахеоплазмы с помощью просвечивающей электронной микроскопии и так называемого плазмонного поверхностного резонанса — метода, позволяющего точно фиксировать взаимодействие различных биомолекул в клетке в режиме реального времени.

Ученые рассчитывают, что нарушение работы IbpA приведет и к некорректной работе FtsZ, что нарушит клеточное деление и приведет к гибели ахолеплазмы.

«В дальнейшем этот эффект может использоваться при создании препаратов, защищающих сельскохозяйственно значимые растения», — отметил Вишняков.