Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Солнечную систему сплюснуло магнитом

Гелиосфера оказалась не шарообразной, а сплюснутой

Иллюстрации: nasa.gov
Почти двадцать девять лет прошло с момента запуска аппаратов Voyager, а они все продолжают удивлять и радовать ученых. Анализ последних данных, переданных с дальних окраин Солнечной Системы показал, что область, защищенная магнитным полем Солнца от внешнего воздействия неправильной формы.

Второй из межпланетных космических зондов серии Voyager - Voyager-2 достиг границы гелиосферы. Достижение заставило ученых резко пересмотреть параметры Солнечной системы.

область пространства, где доминирует магнитное поле Солнечной системы. В область гелиосферы не проникают галактические заряженные частицы (кроме самых высокоэнергетичных). Иногода гелиосферой называют, собственно, саму границу, где солнечное магнитное поле отклоняет внешний поток частиц. Там возникает так называемая бесстолкновительная ударная волна. Поверхность, на которой солнечные ионы вступают во взаимодействие с галактическими ионами, называется гелиопаузой. Она находится на расстоянии около 110 астрономических единиц (расстояний от Земли до Солнца).

Анализ переданных с аппаратов Voyager данных показал, что гелиосфера (это область пространства, где доминирует магнитное поле Солнечной системы) расширена на севере и сужена на юге. Voyager-1, который летит в 34° к северу от экватора Земли, ещё в конце мая 2005 года пересек границу, названную termination shoсk. Так называется бесстолкновительная ударная волна на участке, где солнечное магнитное поле отклоняет межзвездные частицы. В зоне termination shoсk скорость частиц солнечного ветра падает со сверхзвуковой до звуковой. Сейчас первый «путешественник» вошел в самый удаленный слой гелиосферы на расстоянии порядка 14,5 миллиардов километров (9 миллиардов миль) от Солнца.

Voyager-2, который движется в 26° к югу от экватора Земли, отставал от своего северного соседа. Однако неожиданно для ученых он также наткнулся на termination shoсk.

Оказалось, что ударная волна на юге примерно на 1,6 миллиард километров (миллиард миль) ближе к Солнцу, чем на севере.

Ученые полагают, что такая разница может быть вызвана галактическим магнитным полем, которое «вдавливает» южную часть гелиосферы. «Voyager-2 установит точное расположение границы гелиосферы на юге тогда, когда он пересечет ее, что ожидается до конца 2007 года», - отмечают в NASA.

Как полагают специалисты из Лаборатории реактивного движения, после достижения внешней границы вторым аппаратом ученые смогут получить более точные данные о магнитном поле в самых верхних слоях гелиосферы.

«Voyager-2 также обнаружил, что termination shoсk на юге является источником ионов низкой энергии. Такое же открытие сделал и Voyager-1 на севере», - уточняет NASA.

В 2006 году исполняется 29 лет миссии Voyager. Некоторые из сотрудников, работающих с миссией сейчас, еще не родились во время старта аппаратов с мыса Канаверал 20 августа и 5 сентября 1977 года.

Первоначально зонды планировалось использовать для изучения систем Юпитера и Сатурна, что «путешественники» с успехом проделали, однако потом удалось при их помощи изучить и Уран с Нептуном. Это было первое исследование планет-гигантов межпланетными зондами. Аппараты открыли несколько десятков новых спутников, кольца Юпитера и Нептуна (кольца Урана открыли с Земли), вулканы на спутниках планет-гигантов, а напоследок передали на Землю и снимок Солнечной Системы со стороны.

Интересно, что в марте 2005 года было объявлено, что в октябре проект закроют. Однако, судя по всему, у NASA нашлись аргументы для властных структур, и в итоге ученые сумели приоткрыть завесу над загадками самых отдаленных областей Солнечной системы. Запаса плутония на бортах «путешественников» должно хватить еще лет на двадцать, и если у NASA хватит средств, то, возможно, мы сумеем получить сигнал и с внешней границы гелиосферы - гелиопаузы.