«Важный шаг вперед»
Совсем скоро в государственных учебных заведениях Токио прекратят действовать некогда обязательные правила для учащихся.
С апреля ученики более чем двухсот школ смогут носить нижнее белье какого угодно цвета, а не только белое. Будет разрешена популярная в Японии стрижка с выбритыми боками и затылком с удлиненным передом «two-block haircut». А то, что волосы имеют любой другой цвет, кроме черного или вьются от природы, – не придется доказывать вместе с родителями.
«Решение отказаться от самых вопиющих школьных правил было важным шагом вперед», – объяснил член Токийского столичного совета по образованию Юто Китамура японскому изданию The Mainichi.
Но каким бы важным шагом вперед не было аннулирование некоторых требований, в части школ правила все-таки сохранятся. С поправкой разве что на их необязательность.
Также в силе останется запрет на косметику или использование средств для волос. В отдельных школах страны девушки и дальше не смогут носить брюки и бюстгальтеры, а также делать «хвостики».
#HairWeGo. Что не так с моими волосами
Еще несколько лет назад этой проблеме японского общества внимания не уделял никто. Однако все изменилось в 2017 году, когда одна из учениц школы в Осаке подала на учебное заведение в суд из-за того, что ее заставляли красить волосы, которые не были черными. Именно после этого о проблеме стали говорить, уверяет историк и аспирант РАНХиГС Сыдып Бальдруев.
«Те изменения, которых сегодня добились японских ученики, лоббировались с боем», – говорит эксперт.
В 2019 году на Change.org была опубликовала петиция, посвященная прецеденту. Она набрала 25 тыс. подписей, после чего к «борьбе» подключился бренд средств по уходу за волосами Pantene и корпорация Procter&Gamble Japan.
Они запустили масштабную кампанию под названием «#HairWeGo. Что не так с моими волосами», чтобы обратить внимание на проблему. И им удалось. Короткое видео о том, как ученики и учителя из Японии делятся мнением о проблеме и признают, что эти правила слишком старомодны, набрало около 10 млн просмотров.
Также в рамках кампании был проведен опрос, в котором каждый 13-й ученик средней школы подтвердил, что его просили красить волосы в черный цвет, даже если они были каштановыми, а более 90% учащихся, более того, не слышали обоснования этих правил от руководства учебных заведений.
Путь к прогрессу и женской свободе
По словам историка Сыдыпа Бальдруева, такие, как нам кажется, странные и даже дикие традиции идут из прошлого японцев, еще из времен до эпохи Мейдзи (1868—1912 годы) – времени реформ и использования западного уклада в экономике и политике страны. Тогда женщинам массово разрешили посещать школу, что было болезненно для японского самосознания, потому что жизнь женщины была формализована, а посещение учебы трактовалось как привилегия, но не необходимость для общества.
«Часть правил оставили сознательно, поскольку они сохраняли добрый настрой консервативной части населения. Среди них: внешний вид и дресс-код.
Слишком сильно ломать традиции было нельзя, дабы не травмировать общество, которое веками жило в изоляции от всего мира. Поэтому, изменив ситуацию в корне, внешние атрибуты оставили», – отмечает аспирант РАНХиГС.
А затем в бешеном круговороте японской истории 20-го века – в череде имперских завоеваний, грандиозных авантюр, взрывов ядерных бомб, демилитаризации, научных прорывов, покемонов, аниме и японских корпораций — все просто забыли об этих ограничениях, привыкли к ним и стали воспринимать как само собой разумеющееся, предполагает Бальдруев.
«Эти изменения – продолжения пути к прогрессу и женской свободе, который начинался еще после Второй мировой войны, когда японцы из группы художников Гутай, в числе многих, придумали такую вещь как перфоманс, а художница Атсуко Танака создала знаменитую живую фигуру – «Электрическое платье», – говорит эксперт.
По его словам, Атсуко надевала платье на себя, а оголенные концы проводов били ее током, символизируя как освобождение Японии от пут империализма и косности, так и освобождение японских женщин от традиционного и устаревшего взгляда на жизнь.
При этом, как добавляет историк, стоит понимать, что иностранцам процессы, происходящие в той или иной стране, всегда видятся по-другому, нежели ее гражданам, так как это их жизни и культура. Поэтому любые наблюдения могут быть абсолютно субъективны.
«Деспотизм ради послушания и подчинения масс»
Между тем за подобными жесткими правилами всегда следует ряд последствий.
Как говорит детский психолог и семейный психотерапевт Наталья Наумова, деспотизм ради послушания и подчинения масс, который мы видим на конкретном примере, заставляет людей испытывать повышенное напряжение нервной системы и постоянный стресс. В случае с детьми все еще сложнее.
«Они вырастают послушными людьми, но находятся в постоянном страхе. Такие дети знают, как следовать инструкциями, но при этом у них стоит запрет на самовыражение», – констатирует Наумова.
Если же нервная система у ребенка неустойчива, при таком давлении большим риском становится аутоагрессия, суицидальные попытки, суицид, развитие психозов и неврозов, предупреждает эксперт.
Более того, у детей, которые не соответствуют некому «стандарту», провоцируется собственное непринятие. Они не имеют темных и прямых волос от природы — и из-за этого им нужно подстроиться. Это становится причиной того, что в какой-то момент возникает личностный кризис.
«Дети думают, что с ними что-то не так, если они не соответствуют шаблону. Это еще один повод стать недовольным собой и развернуть свою агрессию против себя», – утверждает Наумова.