Врачи установили, откуда берутся тромбозы сердца при COVID-19

Причина тромбозов сердца у пациентов с COVID-19 — избыток нейтрофилов, которые помогают бороться с инфекцией, выяснили ученые из Йельской школы медицины. Свои выводы они изложили в статье в журнале The American Journal of Pathology.

Исследователи изучили ткани сердца семи пациентов, умерших от COVID-19, и 12 (как с болезнями сердца, так и без) — умерших по другим причинам. У первой группы наблюдалось гораздо большее количество микро- и макротромбов в сосудах сердца по сравнению со второй. При этом у умерших от COVID-19 не было признаков гибели миоцитов или острого воспаления.

Ученые полагали, что у умерших от COVID-19 могут быть повреждены эндотелиальные клетки, выстилающие сосуды изнутри — это могло произойти из-за высвобождения микрочастиц, содержащих прокоагуляционный тканевой фактор. Также поражение эндотелиальных клеток могло спровоцировать выброс коллагена, активирующего тромбоциты.

Однако подобных изменений в местах тромбоза не наблюдалось. Вместо этого исследователи обнаружили в тромбах нейтрофилы — клетки, уничтожающие патогены и продукты распада тканей организма. Находка свидетельствовала об образовании так называемых внеклеточных ловушек нейтрофильных клеток. При гибели нейтрофилы выбрасывают нити, которые убивают внеклеточные патогены, тем самым минимизируя вред для других клеток. Этот процесс, нетоз, имеет и отрицательные эффекты — в частности, провоцирует аутоимунные реакции и тромбообразование.

Некоторые тромбы состояли из нейтрофилов на 30% и более. В образцах тканей сердца людей, не болевших COVID-19, таких изменений не наблюдалось.

Исследователи надеются, что новые данные позволят снизить количество случаев гибели от тромбозов сердца при COVID-19. Хотя пациенты и так получают антикоагулянты, по-видимому, для борьбы с тромбами в сердце этого недостаточно.