Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Общество сопереживало изменам и до «оттепели»

Как строили отношения мужчины и женщины в СССР

Как и где знакомились парни и девушки в СССР, насколько целомудренными были молодые люди в довоенные годы и хрущевскую «оттепель» и на что шли советские женщины, чтобы не отставать от моды, рассказывает книга Наталии Лебиной «Мужчина и Женщина: тело, мода, культура. СССР — Оттепель», номинированная на премию «Просветитель».

Вошедшая в шорт-лист премии «Просветитель» книга Наталии Лебиной «Мужчина и Женщина: тело, мода, культура. СССР — Оттепель», как и многие другие ее произведения, рассказывает об истории советской повседневности. На этот раз автор рассматривает годы хрущевской «оттепели» в гендерном разрезе. Опираясь на внушительный список архивных документов, мемуаров, материалов советского кинематографа и литературы, газет и журналов, автор рассказывает об изменениях во взаимоотношении полов, культуре и моде, которые принесла с собой «оттепель». Где чаще всего знакомились мужчины и женщины и какой процент молодых людей вступал в половую связь до брака и до совершеннолетия? Откуда взялись и чем сменились «красные свадьбы» и что грозило советскому студенту, который привел в общежитие проститутку?

Текст первой половины книги охватывает все этапы построения взаимоотношений между мужчиной и женщиной с 20-х годов до хрущевской «оттепели»: от знакомства до секса, свадьбы, вопросов материнства и измен. Вторая половина рассказывает об уходе за собой и моде тех лет и о том, какие трудности советским людям порой приходилось преодолевать, чтобы заполучить ту или иную модную вещь: чего стоят только ботинки на платформах из покрышек для машин. Книга представляет собой полноценное исследование, каждый факт или цитата в ней подкреплены ссылкой на источник, а мнения автора или оценочных суждений в тексте почти нет. И даже в личной беседе автор не отходит от привычки во всем ссылаться на источники.

— Наталия Борисовна, почему вы решили рассмотреть ситуацию в СССР в период хрущевской «оттепели» с такого ракурса?

— Отвечаю вам коротко и ясно: не знаю, зачем я написала эту книгу. Рассмотреть ее можно с любой позиции. Хочу с этой позиции рассматривать, хочу и рассматриваю. Это форма моего самовыражения.

— Были ли в СССР какие-то конкретные идеалы мужчины и женщины, к которым все стремились?

— Что значит «конкретный идеал»? Идеал не может быть конкретным. Если вы имеете в виду секс-символ, то в те годы («оттепель») был принят моральный кодекс коммунизма. Вопрос целомудрия уже не обсуждался в это время, потому что выходило большое количество литературы по сексуальному поведению.

— В главе «Человек родился»: репродуктивность, аборт, контрацепция» вы описываете, как в годы запрета женщина делала аборт с помощью хозяйственного мыла. К каким еще способам прибегали женщины? Можно ли считать это назиданием для тех, кто сейчас поддерживает запрет абортов?

— У меня в книге, по-моему, приведена статистика смертности от криминальных абортов. А способов… почитайте художественную литературу какую-нибудь, там все очень хорошо описано. Вы читали «Казус Кукоцкого» Улицкой? Почитайте Улицкую, Шолохова. Была масса способов. А то, что сейчас пытаются муссировать вопрос о запрете абортов… Я надеюсь, они все-таки этого не сделают. Конечно, это урок. Если вы следите за дискуссиями об абортах, то там очень многие данные из моих книг употребляются. Я и так была довольно деликатна, не описывая многие факты.

Смертность была очень высокая от абортов, это, конечно, должно быть уроком. Но мы же всегда наступаем на одни и те же грабли…

— А существовала ли в постсталинское время проституция? Вы упоминаете в книге как минимум один эпизод, со студентом, который привел в общежитие проститутку.

— У меня есть специальная книжка про историю проституции. Проституция называется проституцией тогда, когда это является профессиональным занятием. У меня приводится цитата Игоря Кона, у него было такое мнение. Это он назвал ее проституткой, кто знает, была она проституткой или нет? Может, это была хорошая знакомая парня, которая просто согласилась его удовлетворить. Это Кон называет проституткой. А я так не называю.

— Хотелось бы узнать ваше мнение: в советском обществе кино и художественная литература отражали действительность или скорее формировали ее в плане межполовых отношений, моды, культуры?

— Как и в любом обществе, искусство играет роль зеркала, которое с определенной долей кривизны отражает реальность и одновременно подталкивает к ее модификации.

— Стали ли под влиянием кино и литературы в СССР лояльнее относиться к изменам?

— Кто стал: властные структуры, судебные органы? Общество сопереживало изменам и до «оттепели». Вот опять приходит на память «Тихий Дон». Все тоже сопереживают, смотрят, говорят «ай-яй-яй, нехорошо», а каждый завидует. У меня в книге приведены примеры из художественной литературы, из фильмов о том, что этот вопрос начинает обсуждаться и гораздо лояльнее в целом, на уровне общественных решений, на уровне мнения общества. Отношение, конечно, становится мягче. Хотя неофициальное отношение к изменам всегда было достаточно мягкое. Все зависит от того, насколько власть озвучивает свои требования. Власть озвучивает, что нужно изменщика покритиковать на собрании, —

все критикуют, а если власть не озвучивает, так и приставать не будут.

Но не реагировать на письмо раздраженной женщины, которая пишет: «Мне мой муж изменяет, примите меры», — ни одна партийная организация не могла.

— Как распространялись новые веяния хрущевской «оттепели», той же моды, к окраинам СССР: Кавказу, Средней Азии, Прибалтике?

— Законодательство было для всех единое. Мода распространялась по официальным изданиям, журнал «Работница» выходил в Москве и Санкт-Петербурге с таким же успехом, как в других городах. А вот как их воспринимали, это уже дело другое.

— Как ухаживали за собой советские мужчины? Что изменилось в «оттепель» по сравнению со сталинскими временами? Можно ли сказать, что они следили за собой меньше, чем западные?

— В журнале «Работница» о мужской косметике ничего не писали. Но появляться небритым на работе было невозможно. Мужская парфюмерия существовала. Относительно Запада могу с уверенностью сказать, что «Ален Делон, конечно, не пил одеколон», а скорее употреблял его в косметических целях, но обычные люди в 1960-х годах и на Западе медленно меняли коды своего гигиенического поведения, во многом связанного с жилищным условиями.

А процесс «маскулинизации» женской внешности, о котором я пишу в главе «Унисекс», был результатом влияния развития науки, техники, либерализации жизненных устоев в целом, что отражало и искусство.

Церемония вручения премии «Просветитель» состоится 16 ноября в Москве.

Загрузка