Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Николай I: прогресс или застой?

Стоит ли переосмысливать эпоху правления Николая I

6 июля 1796 года, 220 лет назад, родился император Николай I. О том, что прогрессивного и положительного было сделано правителем, отделу науки «Газеты.Ru» рассказала доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук Ирина Владимировна Ружицкая.

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Он бодро, честно правит нами,
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

(А.С. Пушкин)

Как ни парадоксально, но памятник одному из самых нелюбимых в советское время русских царей Николаю Первому уцелел и даже остался на том же месте, где когда-то был сооружен. Воля Провидения, которой подчинялся этот монарх? Или историческая справедливость?

Николай Палкин?

В оценке внутренней политики и самой личности императора Николая I (1825–1855) литература долгое время демонстрировала почти полное единодушие. Эта оценка прочно утвердилась в исторической памяти и опирается на следующие представления. Первая половина XIX века — это время «кризиса феодализма» или «кризиса крепостничества», сохранение крепостного права затрудняло экономический прогресс. Политика Николая I в общем и целом была отражением так называемой теории официальной народности. Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России.

И вывод: царствование императора Николая I — это в лучшем случае застой, стагнация, иногда оно рассматривалось как регресс, откат в прошлое.

Преодоление этого стереотипного подхода началось около четверти века назад, в 90-е годы XX века, но не завершилось до сих пор. Между тем очевидно, что Россия при Николае I, как до него и после, медленными темпами, но шла вперед по пути прогресса вместе с другими европейскими странами.

Политическая система Николая I

Царствование Николая I — этап развития абсолютизма в России, утверждение которого связано с реформами Петра I. Процесс формирования системы государственного управления, начатый Петром, главной целью которого стало «создание рационально управляемого или регулярного государства», продолжился и после его смерти. Важным этапом стали реформы, проведенные в начале XIX века старшим братом Николая императором Александром I. Тогда была создана система государственного управления, окончательная институционализация которой приходится на годы правления Николая I и которая функционировала вплоть до 1917 года. Таким образом, царствование императора Николая I — это завершение формирования новой системы органов государственной власти и начало перехода на рациональные формы управления.

Соответственно, время правления этого монарха — период, переходный в плане смены одного типа или стиля управления другим. В России первой половины XIX века традиционный тип власти постепенно трансформируется в рациональный. На смену власти, освященной традицией и религиозными нормами, приходит власть, опирающаяся на систему общих правил и норм, установленных с известной «разумной» целью. Носителем этой «разумности», то есть рациональных начал, является профессиональная бюрократия. Именно в этом смысле можно говорить о профессионализации управления при Николае I. Наряду с централизацией управления его профессионализация являлась неизбежным следствием и логическим завершением реформ Александра I, когда система государственного управления была модернизирована по европейским, в основном французским, образцам.

Такой системе требовались новые кадры — профессионалы, люди, нацеленные с юности на занятие государственной деятельностью, специально для этого обученные.

Усилия власти в первой половине XIX века были направлены на подготовку таких кадров, что привело к появлению новой генерации чиновников. В начале XIX века таких были единицы, а в конце — целое поколение.

Таким образом, царствование императора Николая I характеризуется началом профессионализации управления, система которого требовала новых подходов и новых кадров. В годы его правления, с одной стороны, идет процесс формирования новой бюрократии, которая готова к существованию в модернизированной системе управления, с другой стороны, основная масса высших администраторов империи — это люди, ориентированные на патримониальные отношения, для которых при принятии решений главным является не «общее благо» или законные основания, а личные или групповые интересы. Поэтому и после реформ Александра I сохранялся в целом традиционный стиль управления, нередко становившийся препятствием на пути успешного и быстрого решения дел. И это стало одной из проблем царствования Николая I и определило одну из его первоочередных задач: воспитать новое поколение чиновников.

Работа по созданию профессиональных кадров для государственного управления проводилась уже в предшествующее царствование («экзамен на чин» 1809 года, открытие Царскосельского лицея в 1811 году). При Николае I эта деятельность была продолжена. Так, при Втором отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии была организована своего рода высшая юридическая школа, а в 1835 году в Петербурге открылось специальное учебное заведение — Училище правоведения.

Его выпускники поступали на службу в канцелярии высших государственных учреждений, придя на смену, по образному выражению современника, «отвратительному поколению подьячих, взяточников и невежд, которое там гнездились».

Уже к началу 1840-х годов канцелярии Государственного совета и Комитета министров были полностью укомплектованы выпускниками лицеев, университетов, Училища правоведения. Именно с параллельным существованием в системе государственного управления новых и старых кадров связано резкое увеличение числа чиновников в это царствование. При Николае I был дан старт смене канцелярских поколений, благодаря чему стали возможны реформы 1860-х годов. Достаточно вспомнить, что именно государственная канцелярия стала штабом наиболее радикальной из реформ 1860-х годов — судебной реформы 1864 года.

Николаю I принадлежит заслуга систематизации отечественного права, попытки которой предпринимались с начала XVIII века. Для выполнения этой глобальной задачи монархом было создано Второе отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая впоследствии приросла целым рядом отделений (в том числе Третьим). Собственная канцелярия, по представлению монарха, была более оперативной и мобильной управленческой структурой, нежели существующие. В ней служили люди, которые, как полагал Николай I, были способны управлять в условиях наступавшей новой реальности. Создание сборника действующего права, Свода законов Российской Империи в 1832 году, имело огромное значение для развития России в целом. Оно означало государственно-правовое регулирование всех сторон российской жизни, а значит, возможность контролировать и воздействовать на них.

Свод законов (том I «Основные законы») содержал нормы права, осуществлявшие правовую регламентацию российской монархической системы, в этом нашло отражение рациональное начало, имевшее «европейское происхождение».

Это рациональное начало выразилось в номинальном подчинении верховной власти закону.

И хотя при этом вся полнота власти сохранялась в руках монарха, это было большим достижением, тем более что император Николай I неоднократно заявлял о своем стремлении «положить в основу государственного строя и управления всю силу и строгость законов». Конечно, в условиях абсолютной монархии подобный постулат существовал исключительно de jure. De facto монарху приходилось лавировать между принципом неограниченной личной власти и необходимостью стремиться к наиболее рациональному государственному устройству, но важно, что такое стремление существовало.

Таким образом, царствование императора Николая I — это этап развития российской государственности, являющийся продолжением предыдущего с его реформированием системы управления и создавший условия для проведения на следующем этапе реформ Александра II. Поэтому политическую систему императора Николая I можно рассматривать как звено в поступательном развитии российской государственности, как время складывания системы государственного управления, дожившей до 1917 года.

Экономика вперед?

Вопросы экономического развития России в годы правления императора Николая I, и особенно вопрос о степени участия правительства в промышленном прогрессе, являются дискуссионными. Большинство исследователей вплоть до сегодняшнего дня, признавая, что вторая четверть XIX столетия характеризуется определенными положительными сдвигами в экономической жизни России, объясняют эти успехи объективными причинами, отказываясь от очевидного факта, что сдвиги эти стали возможны во многом благодаря политике, проводимой монархом, который уделял большое внимание промышленности, торговле, финансам, строительству.

В царствование Николая I благодаря денежной реформе 1839–1843 годов была стабилизирована финансовая система (ее часто называют реформой Егора Канкрина, по имени министра финансов). В ходе реформы денежной единицей вместо бумажных ассигнаций стал серебряный рубль и был установлен фиксированный курс ассигнаций по отношению к рублю (1 рубль серебром стоил 3 рубля 50 копеек ассигнациями).

В результате было упорядочено денежное обращение, что благоприятно повлияло на развитие экономики в целом.

В 1830–1840-е годы Россия вступила в фазу промышленного переворота, или индустриальной революции. В производстве и на транспорте началось широкое внедрение паровых двигателей. В металлургии получили распространение прокатные станы, произошел переход от кричного способа обработки железа к пудлингованию, который позволил увеличить выпуск железа почти вдвое (правда, в Англии — в 30 раз!). Быстрыми темпами благодаря ввезенным из Англии станкам росла текстильная промышленность, которая первой была полностью механизирована. Появились новые отрасли промышленности — свеклосахарная на юге и машиностроительная в центре страны, для которых характерен в это время активный рост. Так, число предприятий свеклосахарной промышленности увеличилось c семи в 1825 году до 217 в 1845 году, а к концу 1850-х годов Россия заняла третье место по производству и экспорту сахара в Европу после Англии и Франции. Создаются первые специализированные машиностроительные заводы: Александровский в Санкт-Петербурге (впоследствии — Обуховский завод) начинает выпускать паровозы и вагоны, Сормовский — речные пароходы.

Проводится политика всемерного поощрения торговли, благодаря чему вчетверо выросли обороты внутренней и почти в два раза внешней торговли. Николай I ввел единую систему мер веса и длины (1835 год), просуществовавшую до 1927 года (единицей веса стал русский фунт (0,4095 кг), единицей длины — сажень (2,1336 м), что способствовало развитию торговли.

Большой вклад в это царствование был сделан в создание современной для того времени транспортной инфраструктуры.

Период правления Николая I — это время масштабного дорожного строительства, на которое приходится сооружение половины всех шоссейных дорог, проложенных в России до 1917 года, в том числе шоссе Санкт-Петербург — Москва.

Тогда же был построен и реконструирован целый ряд водных систем, прежде всего возведена бóльшая часть сооружений на крупнейшей в стране Мариинской водной системе, соединявшей реку Волгу с Балтийским морем. В России фактически появилось пароходное сообщение, которое при Александре I было представлено всего несколькими пароходами. К 1850 году пароходы ходили по всем крупнейшим рекам и озерам европейской части империи, только на Волге их насчитывалось более 350.

Но самое главное — при Николае I были построены первые в России железные дороги, причем только благодаря воле русского самодержца, убежденного, по его собственным словам, «в пользе сего дела». Первая железная дорога протяженностью 25 км от Петербурга до Царского Села была открыта 30 октября 1837 года. Николаевская дорога Санкт-Петербург — Москва начала функционировать 1 ноября 1851 года. Для своего времени это была самая длинная железная дорога в мире (649,7 км), которая к тому же технически не уступала высшим достижениям железнодорожного дела. Важно подчеркнуть, что на ней использовался подвижной состав только отечественного производства.

При Николае были частично построены еще две железнодорожные ветки (Варшавско-Венская и Варшавская). Если начинали железнодорожное строительство на деньги частных акционеров, то в дальнейшем по высочайшему повелению работы велись за счет казны, что, собственно, и сделало его возможным. Масштабы России и недостаток средств не позволили быстро воплотить в жизнь обширные планы железнодорожного строительства. Помешала этому и Крымская война, после которой оно продолжилось.

В целом в годы правления императора Николая I власть проводит серию мероприятий, способствовавших росту промышленного потенциала страны. Конечно, новации не смогли заставить отечественную промышленность работать по-европейски.

Сохранение крепостного права тормозило формирование рынка вольнонаемной рабочей силы, препятствовало накоплению капиталов, что, естественно, стояло на пути развития предпринимательства.

Однако «процесс пошел»: российская экономика продвигалась по пути прогресса, хотя и не такими быстрыми темпами, как более развитые страны Европы. Пример России показывает, что не соответствующая процессу индустриализации социальная система может задерживать экономическое развитие и мешать ему, однако подавить его не способна.

Что делать с крепостным правом?

Реалии экономической жизни, как следует из вышеизложенного, требовали решения крестьянского вопроса, который на протяжении всего царствования Николая I не сходил с повестки дня. Уже через год после воцарения Николай I создал один из первых секретных комитетов — Комитет 6 декабря 1826 года — и поставил перед его членами задачу решения крестьянского вопроса. В соответствии с пожеланиями императора, в комитете был составлен проект, получивший название «Дополнительный закон о состояниях». Он был вынесен на обсуждение Государственного совета. В проекте предлагались разные варианты освобождения крестьян, но отдавалось предпочтение безземельному освобождению. Большинство членов совета его поддержало, однако законом он так и не стал, прежде всего из-за противодействия братьев царя Константина и Михаила.

Через пять лет, в 1835 году, в другом секретном комитете («Комитете Васильчикова») было принято решение начать крестьянское преобразование с государственных крестьян и разработаны основы реформы казенной деревни, которая началась через два года. В том же комитете было решено провести в помещичьей деревне инвентарную реформу как первый этап ее дальнейшего переустройства.

Комитет 1835 года еще рассматривал возможность безземельного освобождения. Однако в конце 1830-х годов пришло понимание, что «безземельное освобождение хуже, чем крепостное право», и оптимальным вариантом было признано личное освобождение крепостных и превращение их в наследственных арендаторов помещичьей земли.

Такое освобождение рассматривалось как первый этап реформы, предусматривавшей в отдаленной перспективе выкуп крестьянами арендуемых наделов.

В связи с отказом от безземельного освобождения крестьян в 1839 году был создан секретный комитет (функционировал до 1842 года) для пересмотра положения указа 1803 года об обязательном выделении свободным хлебопашцам помещичьей земли в собственность, поскольку на практике это положение останавливало землевладельцев, желавших освободить своих крестьян. Однако согласованная с императором попытка министра государственных имуществ П.Д. Киселева поставить процесс превращения крепостных в лично свободных наследственных арендаторов помещичьей земли под контроль государства в комитете успеха не имела. План, предложенный министром, был подвергнут там резкой критике. Все это вынудило Киселева отказаться от первоначального замысла — законодательного нормирования наделов и повинностей обязанных крестьян, то есть проведения инвентарной реформы, — и убрать всякое упоминание об их личной свободе.

В итоге появился указ 2 апреля 1842 года об обязанных крестьянах, носивший рекомендательный характер и воплотивший идею договорного пользования земельным наделом за отрабатываемые повинности. Но даже в таком виде, по замыслу Киселева, претворение в жизнь указа 1842 года должно было создать благоприятные условия для следующего шага: выкупа крестьянами их наделов. Именно поэтому Николай I рассматривал указ об обязанных крестьянах как первый этап общего аграрного преобразования и многого ждал от его реализации. По воспоминаниям его дочери, перед тем как поехать в Государственный совет для утверждения указа, он зашел на половину императрицы и сказал:

«Благослови меня, жена. Я стою перед самым значительным актом своего царствования. Сейчас я предложу в совете план, представляющий собой первый шаг к освобождению крестьян».

Однако надежды императора не оправдались: проведение в жизнь указа об обязанных крестьянах встретило множество препятствий.

Тем не менее закон 2 апреля 1842 года сыграл важную роль в формулировании теоретических основ освобождения: по умолчанию он предполагал предоставление личной свободы крестьянам без выкупа и определял механизм их перехода из крепостного состояния, существенно отличавшийся от процедуры освобождения по закону 1803 года о свободных хлебопашцах.

Принципиально важным представляется тот факт, что был найден путь проведения аграрной реформы, при котором и овцы оставались целы, и волки сыты: помещики сохраняли собственность на землю, а крестьяне получали ее в пользование с перспективой в отдаленном будущем непременного превращения надела в собственность.

Решение о невозможности безземельного освобождения привело и к осознанию необходимости корректировки прибалтийской реформы 1816–1819 годов, результатом которой стало личное безземельное освобождение прибалтийских крестьян, имевшее для них печальные последствия. Были подготовлены Лифляндское 1849 года и Эстляндское 1856 года поземельные уложения, предусматривавшие превращение крестьян в наследственных арендаторов земли с перспективой ее выкупа.

Работа секретных комитетов и реализация ряда их решений, в том числе проведение реформы государственной деревни, введение инвентарей в Западном крае, проведение третьего этапа аграрного преобразования в Прибалтике, издание и реализация указов, улучшавших положение крепостных, немало способствовали выработке теоретических основ будущей реформы 1861 года.

К концу правления Николая I концепция проведения крестьянского освобождения приобрела более или менее законченный вид.

Она включала в себя целый ряд принципиальных положений: отказ от выкупа личной свободы, выкуп предусматривался только за землю; отказ от безземельного освобождения; признание оптимальным вариантом наделение крестьян землей в пользование (владение, оброчное содержание) при сохранении дворянского землевладения; связанная с таким подходом необходимость длительного переходного периода — обязанное (или временнообязанное) состояние.

Таким образом, благодаря теоретическому осмыслению различных альтернатив и реализации некоторых вариантов крестьянского освобождения в первой половине XIX века при императорах Александре I и Николае I сложилась концепция крестьянской реформы. Действительно, трудно представить, что «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 1861 года, были сконструированы заново в течение трех лет без всякой предварительной подготовки, это результат интенсивной и целенаправленной деятельности правительства Николая I.

Качественный скачок в историческом развитии России по ряду направлений произошел уже на следующем этапе, но условия для него были подготовлены в первой половине XIX века, в том числе в царствование императора Николая I. В этом плане это царствование необходимо рассматривать как этап поступательного развития Российской империи. Направление, заданное в предшествующие годы при Александре I, — адаптация, приспособление к новым условиям бытия, стремление вписаться в контекст общеевропейского развития, — имело место и в царствование Николая I.

Подготовил Эдуард Эпштейн

Поделиться:
Загрузка