Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Все в хлам, но было весело». Россияне – о концерте The Rolling Stones – 1998 в Москве

Самарские нравы, доллар по шесть и «Сплин» на разогреве

11 августа 1998 года в московских «Лужниках» прошел первый концерт британской рок-группы The Rolling Stones в России. Почему для Мика Джаггера меняли ковер и как в Сашу Васильева из «Сплина» чуть не попали беляшом, фанаты группы вспомнили спустя 25 лет в разговоре с «Газетой.Ru».

«Джаггер по поношенному ковру не бегает»

Житель Самары Борис Шевцов:

Два автобуса из Самары было, билеты продавались комплексно — на концерт и на автобус, по-моему, за 800 рублей.

Поездка была «Sex, drugs, Rock-n-roll» — 16 часов туда, 16 обратно. Все в хлам, но было весело.

Достать у нас в Самаре билет было совершенно точно нетрудно. Подозреваю, что в связи с большой провинциальностью города и низкой информированностью. Я к самарскому рок-клубу имел отношение, и эти билеты по своим, по большому счету, разошлись.

В то время это было действительно что-то невыносимо невозможное по своей крутизне, тем более что для меня как для человека из Куйбышева совпадение двух моментов — посещение одновременно Москвы и концерта — все просто-напросто удваивало.

В свое время какого-нибудь Владимира Кузьмина или Александра Барыкина, выступающих в самарском дворце спорта, мы имели возможность либо слышать, либо смотреть. У нас удивительная в этом плане там акустика была. Если хочешь видеть, садись ближе, ты не будешь слышать. А тут вдруг неожиданно мирового уровня аппаратура. И я Джаггера понимал больше, чем Макаревича (признан в РФ иностранным агентом). Это очень резкий контраст.

Умилили «Сплин» на разогреве. Не знаю, почему именно их выбрали. Мне кажется, очень странный выбор, над которым все от души посмеялись.

Из пикантных моментов — после них убирали ковровое покрытие, потому что Джаггер по поношенному не бегает.

С нами был чувачок лет 50, он сильно перебрал с дороги. Мы его плечами попытались пронести на концерт, но милиция остановила. И вот что нас всех потрясло в тот момент — милиционер сбегал куда-то, принес ему термос с кофе, посадил его, сказал отпаиваться и потом к нему подойти, чтобы пройти.

Для нас такое отношение с милицией в то время было запредельно невозможно — чтобы нас

не дубинками били, не выкинули, не затащили куда-то, потому что в Самаре крутые нравы, это все-таки не столица.

Потом — как сработала милиция в конце концерта. Я никогда такого в жизни не видел, когда они в толпу вклиниваются большими струями и разводят по выходам. Сейчас для молодых это как само собой, а тогда для нас это была огромная редкость — как такой огромный стадион взять и развести так, чтобы это было не очень сильно шумно и не сильно суетно.

Во время концерта дождик был, что, естественно, совершенно пофиг. Все пьяненькие, счастливые, радостные, поющие, довольные дальше некуда.

Я уже после этого на Kiss ходил не так давно, но сейчас у меня такого ощущения не будет. А тогда это было впервые.

«Я взял автограф у барабанщика Чарли Уоттса»

Житель Тюмени Даниил Сизов:

Я специально приехал в Москву, узнав еще в апреле по радио, что моя любимая группа впервые выступит в России. Билет я купил совершенно свободно в кассе стадиона «Лужники» за день до концерта, отстояв там минут 15 в очереди. 11 августа в 16.30 стали запускать огромные толпы людей.

Вещи можно было сдать в установленные там же камеры хранения, но я все же пронес с собой маленький фотоаппарат-мыльницу (официально фото- и видеосъемка была запрещена).

Мой билет был за 120 рублей, то есть стоячее место перед сценой. Поскольку я пришел раньше, удалось пробраться очень близко — перед самым ограждением.

Концерт Rolling Stones начался около 21.30 при закате солнца. Так было задумано в этом турне, которое называлось «Bridges To Babylon» по названию их нового альбома 97-го года.

Вышли музыканты на огромную сцену с огромным экраном, где транслировалось все действо, раздались первые риффы «Satisfaction», выбежал Мик Джаггер в красно-синей накидке и началось волшебство, о котором я мог только мечтать.

В середине концерта на спецподъемнике группа переместилась на небольшую сцену посреди стадиона и сыграла четыре старых рок-н-ролла. В этом и был смысл названия шоу «Мосты в Вавилон» — перемещение в прошлое, в эпоху первой половины 1960-х, к их самым ранним хитам. Единственный минус — я не видел барабанщика Чарли Уоттса вживую (только на экране), так как сцена была очень высокая, а он сидел в глубине.

На следующий день я подошел днем к гостинице «Балчуг – Славянская», где, как мне сказал секьюрити у сцены, остановились Rolling Stones. Народу — никого, через пять минут подъезжает серебристая машина и выходит барабанщик Чарли Уоттс собственной персоной. Я подошел и взял у него автограф.

Он был с русской переводчицей, она говорит: «Можете спросить у него что-нибудь», но я от неожиданности и изумления только промямлил: «You like jazz?» и даже забыл, что у меня в кармане был фотик — та самая «мыльница». Какой мог бы быть кадр!

Но автограф храню! Часа через два налетела толпа, вышел Мик Джаггер, немного раздавал автографы, я его пофоткал издалека, но там уже было не подобраться.

«Кто-то едва не попал в Васильева беляшом, а в Джаггера — пластиковой бутылкой»

Житель Москвы Владимир Кудрявцев:

Я купил билет заранее в партер за 30 долларов (180 рублей). 11 августа, где-то к 17.00, подошел к «Лужникам». Милиция ходила туда-сюда колоннами. Были и конные. Один сержант предлагал желающим пройти на концерт внутри колонны (жалею, что не согласился, так как с собой была «мыльница», которую потом пришлось сдавать в камеру хранения гостиницы «Юность»). Прошел контроль и оказался практически у ограждения сцены.

Народ расслаблялся пивком. Разогревал «Сплин», кто-то из «благодарного населения» едва не попал в Васильева беляшом.

Еще не включились прожекторы, первые ряды заметили садящегося за барабаны Уотса, и по арене пошла «волна» приветственного воя. Тут прожекторы и фейерверки и выскочившие на сцену музыканты вызвали цунами. Партер ходил ходуном.

Джаггер, закончив песню, продекламировал: «Привет, Россия! Наконьец-то ми здьиесь!» Градус оголтелости повышался.

Накрапывающий дождь никто не замечал. В середине концерта выехал специальный мост в центр арены, и группа отыграла несколько хитов там, причем кто-то попробовал попасть пластиковой бутылкой в Джаггера, но промазал.

Ближе к финалу дождь пошел вполне нешуточный, но музыканты надели шляпы и продолжали шоу.

Было и облизывание пальчиков на ноге Лизы Фишер. Видел, как от электрогитар Кита и Рона брызги дождя летели не меньше чем на метр.

Хорошо, что над сценой был навес. В конце вентустановки шарахнули дождь из золотых конфетти и салют. После последнего хита Чарли швырнул палочки в партер. Музыканты попрощались, и довольный народ через цепи милиции пошел к бесплатному в этот вечер метро.

По дороге слышал беседу: «Были и на Майкле Джексоне, и на Roxette, но ТАКОГО не видели».