Пенсионный советник

«Золотая пальмовая ветвь» для выпускника ВГИКа

Звягинцев, Кроненберг, Долан и другие: объявлена программа Каннского кинофестиваля — 2014

Владимир Лященко 17.04.2014, 23:17
Андрей Звягинцев представит Россию в основном конкурсе Каннского кинофестиваля со своей картиной... РИА «Новости»
Андрей Звягинцев представит Россию в основном конкурсе Каннского кинофестиваля со своей картиной «Левиафан»

Жюри Каннского кинофестиваля — 2014 объявило программы основного конкурса и конкурса «Особый взгляд».

Основной конкурс, оценивать который будет жюри под руководством новозеландского режиссера Джейн Кэмпион, почти весь состоит из громких и очень громких имен. Есть в нем и российское кино: на «Золотую пальмовую ветвь» претендует новый фильм Андрея Звягинцева «Левиафан».

На пресс-конференции директор фестиваля Тьерри Фремо (это его последний год в Канне) говорил о том, что стремился собрать сбалансированную программу: в ней есть и мэтры, и именитые режиссеры помоложе, и совсем новые имена.

Мэтров и постоянных участников, конечно, больше.

В 2011 году Андрей Звягинцев получил в Канне спецприз жюри за «Елену», которая участвовала в конкурсе «Особый взгляд». В основном конкурсе в 2007 году состязалось его «Изгнание» — за роль в нем наградили Константина Лавроненко. Первый фильм Звягинцева «Возвращение» был триумфатором в Венеции в уже далеком 2003-м.

Самыми титулованными завсегдатаями Канна в конкурсе 2014 года стали Жан-Пьер и Люк Дарденны. Их новый фильм «Два дня, одна ночь» (Deux jours, une nuit) Тьерри Фремо назвал «бельгийским вестерном» и напомнил, что братья относятся к числу режиссеров, которые могут получить «Золотую пальмовую ветвь» в третий раз. Предыдущие две награды достались им за «Розетту» в 1999 году и за «Дитя» в 2005-м. В 2011-м они также получили Гран-при за «Мальчика с велосипедом».

Другие двукратные обладатели главной награды в этом году в конкурсе не участвуют.

Еще один прославленный ветеран — Кен Лоуч с картиной «Зал Джимми» (Jimmy's Hall). За 30 с лишним лет это 12-й фильм британского социалиста в конкурсе Каннского кинофестиваля. Победил Лоуч однажды — в 2006-м, с драмой про Ирландию накануне гражданской войны «Ветер, что колышет вереск», но награды получал регулярно. В том числе за предыдущий фильм «Доля ангела»: неожиданно легкая для него комедия про возвышающую любовь к виски принесла режиссеру приз жюри в 2012-м.

Другой видный английский левак в конкурсе — Майк Ли с фильмом «Мистер Тёрнер» (Mr Turner). У него тоже есть «Золотая пальмовая ветвь»: ее и приз экуменического жюри он получил за «Тайны и ложь» в 1996 году. В 1993-м «Обнаженные» принесли ему приз за лучшую режиссуру. А в 2010-м «Другой год» был награжден еще одним призом экуменического жюри и удостоился специального упоминания в основном конкурсе.

И, внимание-внимание, в конкурсе Жан-Люк Годар с картиной «Слова, прощайте» (Adieu au langage).

Живущий в Швейцарии классик французской «новой волны» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля шесть раз: один раз за компанию с девятью другими режиссерами, а в последний — 13 лет назад с фильмом «Хвала любви». И, кажется, не получил здесь ни одного сколь-нибудь заметного приза. Тем интереснее. Во-первых, пора бы уже.

Во-вторых, он менее кого-либо похож на «классика» — Годар продолжает экспериментировать, перекраивает язык кино и, как ни относись к его творчеству последних двадцати лет, остается одним из самых живых режиссеров.

Доказательство тому — «Социализм», который после премьеры в каннской программе «Особый взгляд» стал одним из самых обсуждаемых киноявлений 2010 года.

Собственно Францию в конкурсе представляет Бертран Бонелло с биографической драмой «Сен-Лоран» (Saint Laurent), в которой французского модельера сыграл Гаспар Улье. Также в картине играют Леа Сейду и Луи Гаррель.

В российском прокате фильм рискует получить название «Ив Сен-Лоран», но, как предупредил Тьерри Фремо, не следует путать его с картиной, которая вышла под этим именем в марте.

В конкурсе Каннского кинофестиваля Бонелло участвовал дважды: с «Тирезией» в 2003-м и с «Домом терпимости» в 2011-м, а в 2001-м «Порнограф» из программы «Неделя критики» получил приз международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI.

Второй французский (в копродукции с Германией и Швейцарией) фильм в конкурсе — «Зильс-Мария» (Sils Maria) Оливье Ассаяса. Жюльетт Бинош играет прославленную актрису, чье душевное равновесие потрясено, когда ее звездную роль в новом фильме сыграла молодая артистка (Хлоя Грейс Морец). Преданную ассистентку актрисы играет еще одна американка Кристен Стюарт. Ассаяс трижды попадал в конкурс Канн — с «Сентиментальными судьбами» (2000), «Демоном-любовником» (2002) и «Очищением» (2004), но все три раза оставался без наград.

Еще один француз в конкурсе — Мишель Хазанавичус. Его «Поиск» (The Search) — это ремейк снятой Фредом Циннеманном драмы 1948 года про мальчика и мать, которые ищут друг друга, пройдя через концентрационные лагеря. В одной из ролей в новом фильме задействована муза и жена режиссера Беренис Бежо. Комедиограф Хазанавичус участвовал в каннском конкурсе однажды —

в 2011 году с «Артистом»: на фестивале приз получил актер Жан Дюжарден, затем картина собрала под сотню наград, включая пять «Оскаров».

И Францию же представляет картина «Тимбукту» (Timbuktu).

Ее режиссер Абдеррахман Сиссако родился в Мавритании, рос в Мали, а кинообразование получал во ВГИКе в 1980-е.

К известным кинематографистам Сиссако не отнесешь, но в 2002 году его фильм «Херемаконо» участвовал в программе «Особый взгляд» и получил приз FIPRESCI.

Турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан снял самый длинный фильм в каннском конкурсе этого года — «Зимняя спячка» (Sommeil d'hiver / Kış Uykusu) единственная перешагнула трехчасовой порог. Каннская карьера Джейлана — стремительное восхождение и кружение вокруг главной награды. В 1995-м участие с короткометражкой «Кокон». В 2003-м Гран-при и приз за мужскую роль у «Отчуждения». В 2006-м приз FIPRESCI за «Времена года». В 2008-м режиссерский приз за «Трех обезьян». В 2011-м еще один Гран-при за «Однажды в Анатолии».

Про «Звездную карту» (Maps to the Stars) Дэвида Кроненберга, прокат которой во Франции и Италии начнется прямо во время фестиваля, Фремо сообщил, что это пугающая лента, в которой режиссер жестко критикует современное состояние общества в развитых странах. Кроненберг получал спецприз жюри за «Автокатастрофу» в 1996-м. Также участвовали в каннском конкурсе фильмы Кроненберга «Паук» (2002), «История насилия» (2005) и «Космополис» (2012).

Американское кино, которое в Каннах привечают, также представлено второй режиссерской работой Томми Ли Джонса — экранизацией романа-вестерна Глендона Свортаута «Местный» (The Homesman).

Прошлый режиссерский опыт актера «Три могилы Мелькиадеса Эстрады» также участвовал в конкурсе в 2005-м и получил два приза: за лучший сценарий Гильермо Арриаге и за лучшую мужскую роль самому Томми Ли Джонсу.

Третий американец — Беннетт Миллер с фильмом «Охотник на лис» (Foxcatcher). Картина о трагическом сплетении судеб братьев Шульц, Марка и Дэйва (оба олимпийские чемпионы в вольной борьбе) и мультимиллионера-психопата Джона Дюпона — один из главных сюрпризов конкурсной программы и вообще интригующее нечто. Дюпона сыграл комик Стив Кэрелл, братьев-олимпийцев — Ченнинг Татум и Марк Руффало. Режиссер Миллер ранее в Каннах не засвечен, зато его дебютная документальная картина «Круиз» (1998) получила два приза в Берлине. В берлинском же конкурсе 2005 года участвовал и игровой дебют Миллера «Капоте», принесший за пределами фестиваля множество призов, преимущественно актеру Филипу Сеймуру Хоффману. Третий фильм Миллера «Человек, который изменил все» (он же «Moneyball») на большие европейские фестивали не попал — бейсбольные дела с Брэдом Питтом, Джоной Хиллом и тем же Хоффманом оказались слишком американскими.

Рожденный в Египте канадец с армянскими корнями, режиссер «Пленницы» (Captives) Атом Эгоян попал в основной конкурс в шестой раз.

Ранее наград здесь удостаивались два его фильма: «Экзотика» (приз FIPRESCI) в 1994-м и «Славное будущее» (Гран-при плюс призы FIPRESCI и экуменического жюри) в 1997-м. Посвященный геноциду армян «Арарат» был показан в 2002-м вне конкурса.

За всю Азию отвечает Наоми Кавасе с фильмом «Два окна» (Futatsume No Mado / Deux fenêtres). В 1997-м году ее фильм «Судзаку» участвовал в каннском «Двухнедельнике режиссеров» и получил «Золотую камеру». В основной конкурс брали три картины японки: «Шару» в 2003-м, «Лес скорби» в 2007-м и «Красный цветок Луны» в 2011-м — вторая из них завоевала Гран-при.

Двадцатипятилетний канадец Ксавье Долан попал с «Мамочкой» (Mommy) в основной каннский конкурс впервые, но новичком его назвать нельзя.

Есть и два совсем новых имени.

Итальянка Аличе Рорвахер родилась в 1981 году, «Чудеса» (Le Meraviglie) — ее второй полнометражный художественный фильм. Предыдущий — «Небесное тело» (Corpo Celeste) — был отмечен итальянскими критиками и заработал награду за лучший дебют на кинофестивале в Гётеборге в 2012 году.

Это была история 13-летней девочки, которая переезжает с семьей на юг Италии, где пытается найти свое место и проверяет на прочность традиционный уклад старорежимных католиков.

В новом фильме, что ясно уже из названия, вопросы веры и религии также играют важную роль.

Аргентинцу Дамиану Шифрону 38 лет, «Дикие истории» (Relatos Salvajes / Wild Tales) — его третий большой фильм. Первый, триллер про ревность «Дно моря» (El fondo del mar), вышел в 2003-м, второй — комедия про копов «Время смелых» (Tiempo de valientes) — в 2005-м. Оба были хорошо приняты зрителями и отмечены призами фестивалей, но выше Сан-Себастьяна по лестнице фестивальных иерархий не забирались.

Основной конкурс Каннского фестиваля получился мощный и географически старомодный, европоцентричный, поскольку ни американское кино, ни кино франкоязычного последователя Альмодовара из Канады не выглядит противовесом европейскому. Один аргентинец, очень европейский турок, вполне французский африканец, одна японка.

Этот список выглядит консервативно — особенно на фоне того, что одного только корейского кино каждый год выходит столько, что можно составлять списки «20 выдающихся корейских фильмов, которые никто не видел», В конкурсе Берлинале в этом году было три китайских картины, одна из них получила главный приз, несколько латиноамериканских. Но и победитель откровенно не тянул на главную награду, и другие представители альтернативных центров кинематографии не впечатлили. Выбирая из азиатского, например, многообразия, отборщики крупных смотров проявляют своеобразную слепоту. Всякий раз, когда они берут кого-нибудь не из фестивального набора имен, результат оказывается так себе. А если в Канн попадает выдающийся гонконгский автор Джонни То, он все равно остается без призов.

В настоящий момент Канн решает эту проблему просто: если уж не Апичатпонг Вирасетакул («Золотая пальмовая ветвь» в 2010 году за фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»), то никого, а сильных имен хватает в Европе и Северной Америке.

Менее консервативный выбор попадает, таким образом, в программу «Особый взгляд». Впрочем и радикальной ее не назвать, зато здесь соседствуют фильмы актеров Матьё Амальрика «Голубая комната» (La Chambre bleue), Райана Гослинга «Затерянная река» (Lost River) и Азии Ардженто «Недопонимание» (Incompresa), совместный проект Вима Вендерса и Жулиано Рибейро Сальгадо (сын фотографа и путешественника Себастьяна Сальгадо) «Соль земли» (Salt of the Earth), новые фильмы интересных шведа Рубена Остлунда «Турист» (Turist), австрийки Джессики Хауснер «Безумная любовь» (Amour fou) и аргентинца Лисандро Алонсо «Сказочная страна» (Jauja). Еще немного Азии, Южной Америки и большое количество дебютов прилагаются. В том числе интригующее участием Джессики Честейн и Джеймса Макэвоя «Исчезновение Элеанор Ригби» Неда Бенсона. Над последним, правда, измываются легендарные братья Вайнштайн: проект, задуманный как два фильма об одних и тех же событиях, но показанных с точки зрения мужчины и женщины, смонтировали и упаковали для Канн в двухчасовое кино. Такое здесь тоже позволяют. И остается важный вопрос:

а что насчет второго тома «Нимфоманки» Ларса фон Триера в режиссерской версии?

Вряд ли его отправят в «Двухнедельник режиссеров» или «Неделю критики», программы которых объявят чуть позже.