Пенсионный советник

Авиация в турбулентности

Эксперты прогнозируют в 2016 году уход с рынка нескольких авиакомпаний

Евгения Сазонова 30.12.2015, 13:16
Shutterstock

Авиарынок в 2015 году трясло так, что немногие решались строить планы на завтра. Наступающий год обернется усугублением кризиса и новыми банкротствами — вслед за «Трансаэро» Россия может недосчитаться еще нескольких авиакомпаний. После закрытия ряда зарубежных направлений основной расчет перевозчики будут делать на внутрироссийский рынок. За него они могут начать ценовые войны, что, впрочем, сыграет на руку пассажирам.

Участники и эксперты авиарынка были уверены, что прекращение деятельности «Трансаэро» и ряда туроператоров, запрет на полеты в Египет и на Украину, а также ограничение чартеров в Турцию приведут к значительному снижению пассажиропотока в этом году. Авиапоток в зарубежье действительно сократился, как ранее писала «Газета.Ru».

Однако в целом благодаря росту внутренних перевозок цифры остались аналогичными 2014 году. «В этом году наши российские авиакомпании обслужат примерно такое же число пассажиров, как и в прошлом 2014 году, — 93–94 млн человек. А ведь все предыдущие годы мы активно росли на 10–15%, а по некоторым секторам — даже и на 20% в год», — посетовал глава Минтранса Максим Соколов в интервью «России 24».

Расчет на Россию и Таиланд

По подсчетам представителя Aviasales.Ru Яниса Дзениса, сейчас перелеты внутри России — это около 70% всех запросов, которые обрабатывает поисковик. Он подчеркивает, что пассажиропоток на международных рейсах сократился примерно на 20% и пока нет никаких предпосылок к тому, что он будет расти. «Конечно, появляются плюсы вроде роста Южной Кореи на 63% или 24% у Филиппин, но это эффект низкой базы. А так — летаем по стране», — констатирует Янис Дзенис.

Генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta Филипп Бринкманн прогнозирует, что доля внутренних перевозок в 2016 году продолжит расти, но менее активно, чем в 2015 году. По мнению главного редактора Avia.Ru Романа Гусарова, перевозки внутри России в следующем году и вовсе останутся на уровне текущего года, но, «возможно, будет небольшой рост».

При этом, по его оценке, общее снижение пассажиропотока составит около 10%, основное падение придется на ранее более доходные международные направления.

По мнению Бринкманна, в 2016 году из зарубежных востребованными будут страны ближнего зарубежья, а также азиатские направления, которые заменят традиционные турецкие и египетские курорты. «Спрос распределится по другим странам, лидером среди которых, вероятнее всего, станет Таиланд, не утративший привлекательности и в этом году, несмотря на повышение цен на 25%», — подчеркивает Филипп Бринкманн.

Худшие времена

Провал отрасли в зону убытков произошел неодномоментно: статистика указывает, что перевозчики фиксировали отрицательный финансовый результат с начала десятилетия. «Однако в конце 2014 года на фоне обвала национальной валюты резко сократились доходные международные перевозки, а провозные емкости в значительной части были переброшены на внутренний рынок. Избыток предложения спровоцировал ценовые войны: тарифы росли медленнее, чем потребительские цены, и не позволяли компаниям покрывать растущие издержки», — напоминает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Среди улучшений уходящего года для авиакомпаний эксперты отмечают лишь снижение НДС на внутренние перевозки с 18 до 10%. От нового года позитива они не ожидают. Олег Пантелеев уверен, что

авиаотрасль входит в новый 2016 год в сложнейших условиях, чем когда-либо ранее.

«Общая экономическая ситуация ухудшается: ВВП страны сокращается, курс национальной валюты продолжает снижаться, ряд наиболее значимых международных направлений либо полностью закрыт, либо ограничен внешними или собственными санкциями», — отмечает эксперт.
Расходы авиакомпаний продолжают расти, стоимость услуг для перевозчиков — дорожать, кредиты все так же недоступны, а спрос на перевозки, очевидно, будет падать, констатирует Роман Гусаров.

Ценовые войны и новые банкротства

Для некоторых авиаперевозчиков уходящий год стал последним. На плаву даже не смогла удержаться вторая крупнейшая российская компания «Трансаэро». Значительный долг, невозможность договориться с банками о его реструктуризации, а также ряд других факторов поспособствовали тому, что «Трансаэро» с 26 октября лишилась сертификата эксплуатанта, а значит, и возможности продолжать деятельность.

Эксперты считают, что

в 2016 году рынок может недосчитаться еще нескольких авиаперевозчиков.

«В 2015 году ушли сильно проблемные авиакомпании, которые даже на растущем рынке показывали не лучшие финансовые результаты. Таких, пожалуй, не осталось. А в 2016 году вопрос ребром может встать уже перед теми, кто был более или менее на плаву», — рассуждает Роман Гусаров. По его словам, это связано с наступившим низким сезоном и с невозможностью привлечь заемные средства по приемлемым для бизнеса ставкам. Те, кто доживет до высокого весенне-летнего сезона, смогут достаточно стабильно пережить лето, однако осенью, когда начнется следующий сезонный спад, можем недосчитаться еще нескольких авиаперевозчиков, прогнозирует он. При этом оставшиеся игроки рынка будут во многом выживать именно благодаря уходу конкурентов, забирая их маршруты и пассажиров.

Олег Пантелеев уверен, что как минимум до летнего сезона авиакомпании будут продолжать ценовые войны.

«Конечно, пассажиры будут довольны этим обстоятельством, но можно предположить, что убытки отрасли по итогам первого квартала 2016 года будут лишь немногим меньше, чем в 2015 году, даже несмотря на состоявшееся снижение НДС. Если ставка НДС на внутренние авиаперелеты будет обнулена, то при нынешнем уровне конкуренции всегда найдется тот, кто за счет демпинга «подарит» эту экономию пассажирам, — говорит он. — И даже те, кто не захочет снижать тарифы, будут вынуждены отдать сэкономленные на налогах средства поставщикам услуг: топливным компаниям, лизингодателям и операторам аэропортов».

Это означает, что не позднее сентября 2016 года вслед за «Трансаэро» последует кто-то другой, пессимистичен эксперт.

Он добавляет, что если авиакомпании не дождутся льгот в виде обнуления НДС на внутренние авиаперевозки, то неизбежные потери среди перевозчиков произойдут еще раньше.

Филипп Бринкманн, однако, считает, что изменений в числе игроков на рынке не предвидится. «Те, кто решил приостановить работу, уже сделали это, остальные же приняли вызов кризисного времени и продолжат работать, адаптируясь к текущим условиям», — считает он.