Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Аэропорт для троих

Аэропорт Владивостока будет куплен РФПИ, сингапурской Changi и «Базэлом»

Андрей Ковалевский 25.02.2015, 21:32
Юрий Смитюк/ТАСС

«Базовый элемент», РФПИ и сингапурская компания Changi станут новыми владельцами аэропорта Владивостока. Сумма сделки может составить около 6 млрд руб. Готовая инфраструктура, потенциал роста пассажиропотока и в целом неплохая рентабельность аэропортового бизнеса позволят консорциуму быстро отбить расходы и начать генерировать прибыль, считают эксперты.

Московский аэропорт Шереметьево (МАШ), владеющий акциями аэропорта Владивосток и построивший там перед саммитом АТЭС новый терминал, избавляется от непрофильного актива. Победителем конкурса на приобретение пакетов акций ОАО «Международный аэропорт Владивосток» и ЗАО «Терминал Владивосток» стал Cantua Investment Limited — консорциум трех компаний «Базэла», Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и одного из крупнейших мировых аэропортовых операторов сингапурской Changi.

В борьбе за привлекательный актив участвовало сразу несколько мощных игроков аэропортового бизнеса: холдинг «Аэропорты регионов», входящий в «Ренову» Виктора Вексельберга, «Новапорт» Романа Троценко и «Аэроинвест» (аффилирован с холдингом «Синдика» сенатора Арсена Канокова). Но в итоге все решили деньги. По информации «Газеты.Ru» консорциум-победитель смог предложить за актив 6 млрд руб.

Для управления аэропортом будет сформирована команда, состоящая из специалистов аэропорта Владивосток, специалистов Changi, имеющих мировой опыт управления аэропортами, а также специалистов аэропортового холдинга «Базэл Аэро».

Консорциум рассчитывает на активное развитие аэропорта в качестве основного международного хаба Дальнего Востока России с привлечением ведущих азиатских перевозчиков, отмечает представитель «Базового элемента». «Аэропорт Владивостока имеет потенциал для того, чтобы стать ключевым российским хабом транспортно-логистической сети Азиатско-Тихоокеанского региона, — говорит гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. — Всего в часе-двух лета от Владивостока проживает более 400 млн человек».

Все условия для создания такого хаба созданы: помимо нового терминала, построенного МАШ, во владивостокском аэропорту проведена масштабная модернизация аэродрома, которая позволила ему принимать все типы воздушных судов. Ну и самое главное: в 2012 году к саммиту АТЭС в аэропорту Владивостока был введен режим открытого неба: теперь туда может летать любая авиакомпания. Подобными льготными условиями помимо аэропорта Владивостока могут похвастаться разве что аэропорты Сочи и Калининграда.

В будущем консорциум планирует открытие регулярных перевозок более чем по 15 направлениям, в том числе в Индию, Китай, Вьетнам, Индонезию, Малайзию, Сингапур. Участие Changi как известного аэропортового оператора позволит ускорить привлечение новых перевозчиков. Уже сейчас из иностранных авиакомпаний в аэропорту работают южнокорейские Korean Air и Asiana Airlines, китайская China Southern Airlines и северокорейская Air Koryo. Ну и наконец, консорциум рассчитывает на рост грузовых перевозок и в перспективе — на создание на территории аэропорта транспортно-логистических центров.

Стратегия развития аэропорта предполагает расширение терминала по мере роста пассажиропотока. Сейчас пассажиропоток аэропорта Владивосток составляет около 1,7 млн пассажиров в год. «Мы ожидаем, что следующий этап инвестиций начнется в 2020 году», — делится планами источник «Газеты.Ru» в «Базэле».

Предыдущему владельцу удалось удачно продать актив, уверены эксперты. «Избавившись от непрофильного актива, Шереметьево с лихвой вернет вложенные в строительство во Владивостоке деньги. А сокращение долговой нагрузки позволит в будущем привлекать средства на собственное развитие», — говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Сделка — большая удача и для покупателя. «Это редкий случай, когда на продажу выставлялся актив, в развитие которого, по сути, не нужно вкладывать деньги. Он готов прямо сейчас начать генерировать внушительную выручку», — объясняет эксперт. Конечно, остается долговая нагрузка: на строительство нового терминала. «Шереметьево» брало кредит в ВЭБе, и выплачивать его остаток будет покупатель актива. «Но учитывая достаточно высокую доходность аэропортового бизнеса, оператор аэропорта уже через пару-тройку лет может выйти на прибыль», — резюмирует Пантелеев.