Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Кубышку» разложат на десятерых

На деньги ФНБ появляется все больше претендентов

Рустем Фаляхов 14.10.2014, 20:56
ampravda.ru

Вслед за «Роснефтью» и НОВАТЭКом за получением денег из ФНБ обратилась En+. Кремль готов распечатать «кубышку» пока только для реконструкции БАМа и Транссиба. «Стройки века» могут вообще не окупиться, предупреждает Счетная палата. Усилия лоббистов могут привести к нехватке денег на индексацию пенсий.

Энергетическая компания En+, принадлежащая Олегу Дерипаске, подала заявку на получение средств из Фонда национального благосостояния в размере $1 млрд. Средства запрашиваются на строительство Нижнеангарской ГЭС в рамках проекта «Ангаро-Енисейский кластер». Электростанцию планируется построить на 100 км ниже Богучанской ГЭС.

Первоначально энергокомпания просила на возведение плотины и ГЭС $1,5 млрд, но пришлось урезать заявку, пояснил «Газете.Ru» директор проекта «Восток» En+ Александр Сергеев. «Это было сделано за счет снижения установленной мощности ГЭС с 1000 до 500–600 МВт и уменьшения высоты плотины», — говорит Сергеев. На строительство ГЭС потребуется минимум шесть лет. Заявка была подана еще в 2012 году, но правительство предложило скорректировать сумму, что и было сделано.

В компании утверждают, что «Ангаро-Енисейский кластер» входит в список приоритетных проектов правительства. По крайней мере, этот проект поддерживает Минэкономразвития.

В августе президент «Роснефти» Игорь Сечин в связи с введенными против компании санкциями западных стран обратился в правительство с просьбой о финансовой помощи из ФНБ в размере 1,5 трлн руб. При этом Сечин настаивает на том, что «Роснефть» не является госкомпанией и вправе получать поддержку государства. «Роснефть» — публичная компания, акции которой торгуются на бирже», — пояснял Сечин «Газете.Ru».

Министр финансов Антон Силуанов ранее сообщал, что пострадавшие от санкций «Роснефть» и НОВАТЭК уже в текущем году смогут получить 80–150 млрд руб. из ФНБ. Силуанов не исключал распечатывания ФНБ в пределах 60%. Оставшиеся 40% ФНБ правительство решило сохранить на черный день. «Это наш стратегический запас, резерв», — пояснял Силуанов.

Риск невозврата

Кроме пострадавших от санкций и En+ на распечатывание ФНБ (сейчас в фонде чуть более 3 трлн руб.) претендуют уже с десяток крупнейших компаний. Правительству было поручено еще в 2013 году начать размещение средств ФНБ в финансовые инструменты, предназначенные для развития инфраструктуры с максимальным мультипликативным эффектом при минимальных рисках для размещения. Например, в модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей для развития их пропускных и провозных способностей предполагается вложить 150 млрд руб. В создание Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области — еще 150 млрд руб. В строительство железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва — 86,86 млрд руб. В строительство «интеллектуальных сетей» — 1,1 млрд руб. и ликвидацию «цифрового неравенства» в малонаселенных пунктах России — 27 млрд руб.

Общий объем такого рода инвестиций из ФНБ — до 415 млрд руб. Также средства ФНБ могут размещаться в привилегированные акции российских кредитных организаций.

Однако целесообразность расходования этих средств под вопросом. В понедельник Счетная палата России обнародовала заключение на проект федерального бюджета на 2015–2017 годы. Есть риски невозврата бюджетных средств, накопленных в ФНБ и предполагаемых для изъятия на инфраструктурные и другие крупные проекты. «Существуют риски того, что средства, направляемые на реализацию крупных инфраструктурных проектов, не будут возвращены», — говорится в заключении Счетной палаты, размещенном на официальном сайте ведомства. Счетная палата напоминает, что обязательное условие инвестирования из «кубышки» — средства должны вкладываться на возвратной основе.

«К концу 2017 года объем средств ФНБ, размещенных в финансовые активы на территории РФ, составит 639,2 млрд руб.», — подсчитала СП.

Кроме того, Счетная палата указывает, что до сих пор не определен порядок возврата средств ФНБ, предполагаемых к размещению в привилегированные акции РЖД (под проект строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино), а также под проект ликвидации «цифрового неравенства». Из-за этого поступление в госбюджет купонных доходов от инвестирования средств ФНБ по этим проектам не планируется.

В 2015–2017 годах, по информации Минэкономразвития, одобрены к финансированию еще три проекта: «Развитие Московского авиационного узла» (МАУ), «Развитие электросетевой инфраструктуры БАМа и Транссиба», «Строительство АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии».

Целесообразность финансирования этих проектов не определена, отмечает СП.

Когда построят БАМ

Реконструкция БАМа и Транссиба, скорее всего, не окупится, предупреждает Счетная палата. Модернизация Транссиба и БАМа — самые затратные проекты. Актуализировать схему их развития Кремль решил в июле прошлого года. Завершить «стройку века» планируется к 2018 году. Обе магистрали будут модернизированы, продлены. БАМ, возможно, дотянут до острова Сахалин, потом проложат до Кореи и Китая. Российские власти мечтают увеличить поток транзитных грузов из Азии в Европу по территории России. Объем грузовых железнодорожных перевозок вырос на 55%, составив рекордные 110 млн т в год, заявлял ранее Владимир Путин на одном из совещаний с членами правительства. Даже в советское время здесь не перевозилось столь значительного объема грузов, «перевозки выросли в 10 раз», поддержал Путина президент РЖД Владимир Якунин.

По данным исследовательского агентства InfraNews, на транзит в Европу из Азии через Россию сейчас приходится менее 1% товаров между ЕС и азиатскими странами. Объем торговли — $1 трлн.

Но рост грузопотока привел к тому, что нагрузка на железнодорожную сеть возросла до предела, на трассе появились узкие места, что негативно отражается на деловой активности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, ограничивает транзитные возможности этих регионов, аргументировал Якунин. Расшивать узкие места и повышать пропускную способность символов советской эпохи решено за счет госсредств. Хотя госкомпания РЖД утверждала, что подобные проекты в принципе не окупаются, Путин настоял на необходимости рассчитать их окупаемость. Инвестировать можно будет в формате частно-государственного партнерства, через Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), заявлял Путин. А глава РФПИ Кирилл Дмитриев ранее пояснял «Газете. Ru», что для реализации проектов создан пул иностранных инвесторов. В частности, департамент финансов Абу-Даби принял решение направить до $5 млрд инвестиций в российскую инфраструктуру.

Есть интерес к строительству Центральной кольцевой автодороги. К другим инфраструктурным проектам интереса пока нет. По причине их непроработанности, говорил Дмитриев. В РФПИ «Газете.Ru» подтвердили участие в двух проектах, финансируемых за счет средств ФНБ. Причем по «особо защищенной модели» возврата госсредств. Это проект с «Ростелекомом» по ликвидации «цифрового неравенства». Цель проекта — развитие интернета, обеспечение услуг по передаче данных со скоростью не менее 10 Мбит/с в 13,6 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек. Всего за пять лет предстоит построить около 200 тыс. новых волоконно-оптических линий связи.

Второй проект — совместный с инфраструктурным «Фондом Маккуори Россия и СНГ» и «Россетями», по сокращению потерь электроэнергии. В качестве пилотных регионов для реализации проекта выбраны Калининградская, Ярославская и Тульская области.

У правительства есть стопроцентное понимание необходимости реализации проектов по реконструкции БАМа и Транссиба, пояснил «Газете.Ru» федеральный чиновник, знакомый с ситуацией. По его словам, эти проекты имеют стратегическое значение для России, они окупаемы.

«Если не через 10 лет, как хотелось бы, и это нормальный срок для инфраструктурных проектов, то хотя бы через 30–40 лет проекты точно окупятся, потому что поток грузов по железной дороге будет нарастать», — говорит чиновник.

Ценовые рекорды

Целесообразность строительства ветки Кызыл — Курагино неоднократно по настоянию правительства пересчитывали, причем даже с учетом самых фантастических сценариев, таких как резкое падение спроса на уголь в регионе АТР или сокращение рудного пласта, и все равно получается окупаемый проект, утверждает чиновник. «Окупаемость этого проекта усилена тем, что эта железная дорога будет увязана с морским портом, откуда уголь можно доставлять в страны Юго-Восточной Азии, особенно в Китай», — говорит чиновник.

Московский авиаузел — абсолютно окупаемый проект, а вот решения по высокоскоростной магистрали до Казани и в последующем до Екатеринбурга пока нет.

Правительство не против высокоскоростной ветки до Казани, и к тому же к проекту могут проявить интерес китайские инвесторы. По крайней мере, по словам руководства РЖД, такой интерес вроде бы имеется. «Но убедительные расчеты с выходом на окупаемость пока не представлены», — отмечает источник «Газеты.Ru».

Попытки представить в правительство расчеты по строительству ВСМ были, утверждает источник. Но стоимость строительства магистрали зашкаливала.

«Что ни километр, то новый ценовой рекорд! Правительство вряд ли сможет пойти на такие расходы, особенно сейчас. С появлением «китайского» фактора проект нужно пересчитывать», — говорит федеральный чиновник.

В понедельник Минтранс и РЖД договорились с Государственным комитетом КНР по развитию и реформе и корпорацией «Китайские железные дороги» о сотрудничестве в области высокоскоростного ж/д сообщения, сообщил «Интерфакс». Меморандум о взаимопонимании был подписан в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Госсовета КНР Ли Кэцяна. Предполагается разработка проекта евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин, включающего строительство ВСМ Москва — Казань — Екатеринбург.

Оценивать долгосрочные проекты в привязке к текущей экономической ситуации в принципе неверно, считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». «Во-первых, эти проекты стартуют не сейчас, не в этом году. Во-вторых, это проекты с длительным сроком реализации. В-третьих, масштаб их таков, что такие проекты находятся вне времени, то есть они будут востребованы всегда, и при благоприятной ситуации в экономике, и при кризисе. Поэтому входить в них можно в любое время», — говорит Баранов.

Ему оппонируют сторонники «бережливой» стратегии. Когда экономический рост замедляется, экономика не может себе позволить масштабные и долгосрочные инфраструктурные проекты, считает Олег Вьюгин, председатель совета директоров банка МДМ. «БАМ уже строили — и что? Деньги на ветер выбросили», — говорил «Газете.Ru» Вьюгин в кулуарах инвестфорума в Санкт-Петербурге.

Пенсии под вопросом

Объем Резервного фонда и ФНБ в 2015–2017 годах увеличится за счет курсовой разницы и доходов от управления средствами фондов, надеются эксперты Счетной палаты.

«Вместе с тем объем Резервного фонда и ФНБ по отношению к ВВП снизится с 9,2% в 2014 году (оценка) до 7,8% в 2017 году (на конец года) и составит 7 трлн руб.», — отмечают аудиторы Счетной палаты.

При этом СП предупреждает, что в ближайшие три года средства ФНБ будут крайне востребованы «на софинансирование пенсионных накоплений граждан в объемах 19,7 млрд руб., 21,9 млрд руб. и 24,9 млрд руб. соответственно».

Софинансирование пенсий в 2015–2017 годах удвоится по сравнению с предыдущим бюджетным циклом.

Это связано с увеличением количества застрахованных лиц, выплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, предупреждает СП. По данным Пенсионного фонда, в программу государственного софинансирования пенсий по состоянию на август текущего года вступило 15,9 млн человек.