Слушать новости
Слушать новости

Россию подпиcывают на прозрачность

«Двадцатке» предложили создать черные списки коррупционеров, публиковать владельцев офшоров и раскрыть платежи бизнеса госструктурам

«Газета.Ru» выяснила антикоррупционную повестку «двадцатки». Экспертные группы Civil20 советуют правительствам G20 создать реестры реальных владельцев активов, упакованных в трасты, обязать сырьевые компании публично отчитываться о платежах госструктурам и гарантировать юридическую защиту тем, кто сообщает о коррупции. В проекте «бизнес-двадцатки» — сертификация компаний на соответствие антикоррупционным стандартам с формированием черных списков и публикация максимального объема информации по гостендерам.

Группы «бизнес-двадцатки» (B20) и «гражданской двадцатки» (C20) обсудили проект рекомендаций по борьбе с коррупцией для правительствами стран G20. Группа «гражданской двадцатки» предлагает создание в рамках G20 антикоррупционной сети из государственных органов и организаций гражданского общества. Механизм действия сети должен быть сходен с принципами работы Интерпола, пояснил «Газете.Ru» один из разработчиков концепции и сопредседатель рабочей группы руководитель Антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Член рабочей группы директор центра «Transparency International — Россия» Елена Панфилова важнейшими из предложений группы называет обеспечение реального контроля государств за движением денежных средств, в том числе в офшорах, и принятие G20 обязательств по правовой защите заявителей о случаях коррупции.

В числе предложений «гражданской двадцатки» фигурирует создание странами G20 реестров, раскрывающих реальных владельцев доверительных фондов и компаний для соответствующих следственных органов и общества.

В предложениях бизнес-группы B20 к правительствам стран G20 борьба с офшорами не фигурирует.

«Тема поднималась, но в качестве рекомендации выдвинута не была. С нашей точки зрения, уход денег в офшоры происходит из-за недостатков регулирования, если бы в России были все условиях работы, никто бы в офшоры не уходил. Это вопрос к правительствам стран G20, с нашей стороны позиция выжидательная», — говорит источник, знакомый с ходом обсуждения этих положений в B-20.

Позиция по защите заявителя поддержана B20 и нашла понимание, отметили несколько участников совещаний.

С нашей точки зрения, задача бизнес-сообщества — создание нулевой терпимости к коррупции, задача со стороны G20 — формирование условий, которые исключают спрос на коррупцию», — рассказал «Газете.Ru» руководитель целевой группы B20 по вопросам открытости и противодействия коррупции, председатель совета директоров ГМК «Норильский никель», старший управляющий директор «Интерроса» Андрей Бугров.

«Одним из важнейших направлений наших рекомендаций является обеспечение прозрачности госзакупок, в том числе обязательств по публикации максимального объема информации по тендерам, — эта проблема на стыке взаимодействия государства и бизнеса.

Вторая задача — создание механизма независимой оценки, которую должны проходить компании, взявшие на себя обязательства по нулевой терпимости к коррупции. Это позволило бы формировать специальные «белые списки» компаний, прошедших соответствующую сертификацию и «черные списки» тех, кто ее не прошел.

Вопрос о том, кто должен проводить соответствующую оценку — государство или независимые компании, остается открытым, — говорит Бугров. — Еще одна важная задача — разработка рекомендаций в отношении коллективных действий, а именно создание виртуального центра, который позволял бы накапливать и обмениваться информацией по борьбе с коррупцией странами G20. Определенную сложность в этой ситуации создает отсутствие инфраструктуры, конкретных полномочий данного центра, а также различия в национальных юрисдикциях разных стран, ограничивающие обмен информацией. Еще одна группа вопросов — обеспечение борьбы с коррупцией в рамках взаимоотношений крупных компаний и их поставщиков — компаний малого и среднего бизнеса. В числе наших предложений — разработка методов для обеспечения развития нетерпимости к коррупции как со стороны малого и среднего бизнеса, так и со стороны крупной компании в ходе их взаимодействия. Среди наших инициатив нет таких, которые могли бы быть отвергнуты обществом. Многие предложения совпадают с инициативами «гражданской двадцатки».

Но даже после принятия властями G20 соответствующих рекомендаций их практическая реализация зачастую оставляет желать лучшего, сетует Бугров, замечая, что это касается развивающихся стран G20, где необходимо усилить мониторинг и контроль над их соблюдением.

Также среди обсуждаемых инициатив обязанность сырьевых компаний отчитываться о платежах госсструктурам.

«Все страны — участницы «двадцатки», в особенности те, которые обладают значительными природными ресурсами, должны принять законодательство, требующее от нефте-, газо- и горнодобывающих компаний раскрывать платежи, которые они делают правительствам всех стран, в которых они ведут бизнес», — предлагают участники «гражданской двадцатки» в своих рекомендациях. Каким именно должно быть раскрытие платежей, российские и зарубежные эксперты группы только обсуждают. «Все страны G20 должны официально присоединиться к EITI, подав тем самым пример прозрачности и ответственного отношения к доходам, получаемым использования невозобновимых природных ресурсов. Также правительства «двадцатки» должны, в свою очередь, рекомендовать госкомпаниям поддержать эту инициативу и стать ее «заинтересованными сторонами», как, например, бразильская нефтяная компания Petrobras», — предлагает сопредседатель группы «Гражданской тройки» директор по природоохраной политике WWF России Евгений Шварц.

Инициатива прозрачности деятельности добывающих отраслей (Extractive Industries Transparency Initiatives – EITI) была провозглашена экс-премьером Великобритании Тони Блэром в сентябре 2002 года на саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Ее целью было заявлено достижение прозрачности информации о платежах добывающих компаний правительствам стран, обладающих богатыми природными ресурсами, и о доходах, полученных правительствами от этих компаний. EITI возникла в ответ на требования международного движения «Публикуй, что платишь!» (Publish What You Pay), основанного рядом международных организаций и общественных деятелей (Джордж Сорос, Global Witness, CAFOD, Save the Children – UK).

Суть EITI заключается в следующем: добывающие компании должны раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых, денежных и натуральных платежей правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность.

В свою очередь, правительства этих стран должны публиковать отчеты о доходах, получаемых ими от добывающих компаний. И та и другая информация должна обрабатываться и проверяться независимой третьей стороной при активном участии представителей гражданского общества и публиковаться в форме, понятной широкому кругу граждан.

Возражения против присоединения к EITI России состоят в том, что, присоединившись к инициативе, Россия как бы отнесет себя к странам «третьего мира», которые сейчас в основном и значатся в числе стран, реализующих инициативу. Другое возражение связано с тем, что может возникнуть обязательство раскрывать запасы месторождений, что может создать преимущества для компаний развитых стран — членов G20, не присоединившихся к EITI.

С учетом этих возражений предложение о присоединение к инициативе можно назвать скорее желательным, считает Кабанов. «В числе государств, поддержавших инициативу, Норвегия, намерение присоединиться подтвердили и США. Если все страны G20 примут решение присоединяться к EITI, то тем самым данное возражение автоматически снимется. Что же касается аргумента о закрытости данных о запасах, то президент Владимир Путин не хочет больше скрывать данные даже о балансовых запасах нефти в стране. На заседании президентской комиссии по вопросам развития ТЭК 13 февраля 2013 года президент заявил, что эти сведения, которые по закону ранее были засекречены, должны стать общедоступными. В настоящее время в отрасли работают зарубежные инвесторы, а российские компании проходят международный аудит, и такая секретность является «явным анахронизмом». «Ничего мы здесь не секретим, не прячем, да это и невозможно и только во вред», — пояснил президент», — парирует Шварц.

«EITI касается не только стран, но и отдельных компаний, многие из которых поддержали EITI. В их числе 72 международные компании сектора. В их числе есть и Alcoa, и Anglo American, и BHP Billiton, и Chevron, и ConocoPhillips, и Shell. Среди участников EITI есть компании стран группы БРИКС, такие как Petrobras, южноафриканская African Rainbow Minerals (ARM) и др., но, к сожалению, нет ни одной российской компании. Отсутствие российских кампаний в числе участников EITI ограничивает их доступ к финансированию группы Всемирного банка, а в будущем, вероятно, и Европейского банка реконструкции и развития (EBRD). Раскрытие информации облегчит доступ к необходимым наиболее «длинным и дешевым» кредитным и инвестиционным ресурсам» — заключает Шварц.

Источники уточняют, что среди инициатив зарубежных членов группы введение в странах G20 обязательных стандартов раскрытия финансовой отчетности в дополнение к добровольным отчетам по EITI для приведения к единообразию имеющихся практик.

Позиция B20 в вопросе пока не сформулирована. Разработка финальных рекомендаций и их согласование с зарубежными партнерами находятся в стадии проработки, говорит источник, знакомый с ходом консультаций.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть