Apple нашла, куда деть миллиард

Зачем Apple инвестировала в китайский сервис заказа такси $1 млрд

Мария Лацинская 13.05.2016, 19:28
Apple

Корпорация Apple внезапно инвестировала миллиард долларов в китайского конкурента Uber. Зачем Тиму Куку сервис по заказу такси в Китае и как это может помощь компании в столь сложное время — в материале «Газеты.Ru».

Глава Apple Тим Кук признался, что впечатлен бизнесом, который создали китайские разработчики сервиса Didi Chuxing. На официальном сайте компании говорится, что сервисом пользуется около 300 млн человек, а ежедневно водители, подключенные к Didi Chuxing, выполняют около 11 млн поездок.

Аналитики оценивают стартап в более чем $25 млрд. При этом миллиард от Apple стал одной из крупнейших инвестиций в Didi Chuxing за время его существования.

Также в китайскую компанию вложились такие IT-гиганты, как Alibaba и Tencent. Всего же Didi Chuxing планировал привлечь около $2 млрд.

«Мы инвестируем исходя из ряда стратегических причин, это дает шанс узнать больше о некоторых сегментах рынка Китая. Конечно, мы считаем, что эти инвестиции со временем принесут сильную отдачу», — заявил Кук.

Однако эксперты сразу обратили внимание на нехарактерное для Apple вложение средств. Ранее корпорация либо выступала инвестором небольших американских стартапов, либо просто покупала небольшие технологичные корпорации, которые могли принести «яблочной» компании пользу в своих традиционных сегментах — мобильных разработках, компьютерах, фотографии и музыке.

В числе не совсем обычных вложений Кука — $400 млн в инновационную душевую систему Nebia: компания занимается разработкой насадки для душа, которая позволяет сократить расход воды до 70%.

Докатились

Многие соглашаются с тем, что компания переживает кризис идей – первые Apple Watch были представлены более года назад, а презентации больше не отличаются фирменным «one more thing».

Помимо ажиотажа вокруг новых моделей iPhone (7 и 7 Plus ожидают на ближайшем мероприятии), не утихают слухи о неподдельном интересе компании к автомобилям.

Первым шагом в этом направлении стала презентация системы CarPlay на Женевском автосалоне в 2014 году. Однако после запуска так называемой iOS для автомобиля заговорили о собственной машине от Apple. Интерес общественности к этой теме подогревается сообщениями о регистрации компанией доменов apple.car и apple.auto, а также комментариями Илона Маска о том, что Apple нанимает бывших инженеров Tesla.

The Wall Street Journal указывает, что если Apple действительно работает над созданием собственного электромобиля, то партнерство с крупным китайским игроком может помочь корпорации в этом вопросе.

В свою очередь, аналитик TECHnalysis Research Боб О'Донелл в разговоре с Reuters предположил, что инвестиции в Didi Chuxing могут означать, что в Купертино интересуются не только автомобилями, но и транспортными услугами в целом.

Проблемные места

Тем не менее наиболее прозаичным вариантом является, что с помощью вложения средств в Didi Chuxing Тим Кук собирается упрочить позиции Apple на китайском рынке, где последнее время дела компания выглядят не особо хорошо. Аналитики связывают это с ослаблением экономики самого Китая и укреплением американского доллара.

Однако основной проблемой корпорации в КНР стала высокая конкуренция со стороны местных производителей мобильных гаджетов.

В конце апреля Apple сообщила о падении квартальной выручки. Больше всего корпорация потеряла на своем втором по величине рынке — Китае. Там продажи упали на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Снижение показателей беспокоит акционеров компании. Так, из-за падения выручки в Китае миллиардер Карл Айкан принял решение о продаже всего пакета акций Apple.

Кроме того, существование компании на китайском рынке усложнило ограничение доступа к iBooks Store и iTunes Movies из-за претензий к контенту со стороны властей КНР. Ранее предполагалось, что за счет этих сервисов Apple могла улучшить свое экономическое положение в Китае.

Однако сейчас аналитики предсказывают, что с помощью Didi Chuxing Тим Кук попытается популяризировать на китайском рынке платежную систему Apple Pay. Сервис заказа такси уже успешно работает с аналогом от холдинга Alibaba — Alipay.

Баллов Apple в КНР не добавляют и скандалы вокруг неблагоприятных условий рабочих Foxconn и Pegatron, которые занимаются производством «яблочных» гаджетов, а также лишение права на использование бренда «IPHONE» в Поднебесной. В начале мая пекинский суд постановил, что под этой маркой продолжит свою деятельность компания по производству и продаже сумок и других изделий из кожи.

Несмотря на то что Тим Кук считает положение Apple в Китае стабильным и подчеркивает, что компания продолжает чувствовать себя в этой стране лучше, чем конкуренты, он явно обеспокоен сложившейся ситуацией.

Помимо заключения крупной сделки с Didi Chuxing, глава американской корпорации намерен в ближайшее время посетить Китай.

Ожидается, что в рамках этого визита Кук встретится с местными властями. Примечательно, что, помимо высокопоставленных чиновников, глава компании хочет встретиться с представителями ведомств, ответственных за пропаганду в стране.