Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В новый год — аутсайдером

Сборная России по футболу завершила календарный год

Сборная России по футболу провела в Грозном последний матч календарного года и добилась минимальной победы над Румынией. Единственный мяч в концовке встречи забил Магомед Оздоев. «Газета.Ru» подводит итоги 2016 года для национальной команды и заглядывает в год 2017-й.

Контрольный матч против сборной Румынии, сыгранный 15 ноября, стал последним для сборной России в 2016 году. В памяти болельщиков он запомнится конфузом на Евро, последовавшей за этим петицией с требованием распустить национальную команду, недавним поражением от Катара и, как итог, рекордно низким, 53-м, местом в рейтинге ФИФА. Позади команд Японии, Египта, Конго и Сенегала. И если бы не вымученная победа над подопечными Кристофа Даума, отправившего в Грозный экспериментальный состав, положение могло стать еще хуже.

Так, поражение от Катара виртуально отбрасывало россиян на 59-ю строчку мирового рейтинга — ниже Марокко, Мали и Саудовской Аравии.

А потенциальное фиаско с Румынией и вовсе обрекало бы на заочную борьбу с такими «грандами» мирового футбола, как Буркина-Фасо, Гвинея и Узбекистан. Можно сколько угодно говорить про некоторую условность и необъективность рейтинга, однако куда красноречивее сам факт этого, прямо скажем, сомнительного соседства. И изменить ситуацию в ближайшее время будет весьма непросто.

Дело в том, что контрольные матчи априори имеют для рейтинга ФИФА низкий коэффициент, а значит, подняться в списке, играя только товарищеские матчи, тяжело чисто математически. Так, например, из-за этого парадокса сборная Бразилии подходила к домашнему чемпионату мира в статусе 18-й команды мира. Вот только трудно представить, что для сверхамбициозного главного тренера россиян Станислава Черчесова это является хоть каким-то оправданием. Еще труднее представить, что наставник не в курсе весьма унизительного для нашей команды места в мировой табели о рангах.

Смотря на столь удручающее положение дел, сегодня уже невозможно представить, что каких-то восемь месяцев назад товарищеский матч сборной России против команды Литвы собрал более 35 тыс. зрителей.

Вспоминается, как на первый товарищеский матч сборной России под руководством итальянского специалиста Фабио Капелло после провала на ЧМ-2014 в Бразилии пришло всего 3,5 тыс. человек. Правда, то были Химки, будний день и сборная Азербайджана в качестве соперника. Но контраст действительно получился разительным.

Оттого та неприметная по вывеске встреча с литовцами и стала символом захлестнувшей общественность эйфории после выхода команды на чемпионат Европы во Франции. Триумфальный дебют Леонида Слуцкого на время затмил остальную реальность.

Победа над Литвой, шестая за семь матчей Слуцкого у руля сборной, стала отличным фоном для создания в календарном 2016 году позитивного медийного фона вокруг национальной команды.

Сам Слуцкий, с которым в плане коммуникабельности мог поспорить разве что Гус Хиддинк, стал воплощением этой политики «тотальной открытости»: бесчисленные интервью, съемка в телепрограмме «Культ тура», отснятый цикл программ «Футбол Слуцкого периода» и, наконец, вышедшая о тренере книга отвлекали от реальных проблем.

Большой тревоги не ощущалось даже тогда, когда в следующем товарищеском матче команда Франции, победив россиян со счетом 4:2, показала: слабых мест в игре соперника предостаточно. А ведь тревожить должно было многое.

И тот факт, что суммарный возраст нашей обороны, считая Кузьмина и Жиркова, на четверых составлял полтора столетия; что после парижского матча крепко повздорили в раздевалке Слуцкий и Жирков, ставший, несмотря на высокий процент брака в первом тайме, едва ли не лучшим; что последние контрольные матчи перед Евро c чехами и сербами показали: у команды нет уверенности и запаса прочности; и, наконец, тот факт, что единственный игрок, вокруг которого в сборной строилась игра и исходила главная мысль, к тому моменту полгода оставался без игровой практики.

Роман Широков, ставший заложником абсурдно-кабального контракта со «Спартаком», в спешном порядке был тогда «эвакуирован» Слуцким в ЦСКА. Как виделось многим, за игровой практикой в преддверии Евро. Итог хорошо известен: плеймейкер сборной осел в ЦСКА на скамейке и, поехав с командой во Францию в качестве четвертого (!) игрока на свою позицию, стал бледной тенью самого себя, отыграв на турнире по минимуму. И это в ситуации, когда команда столкнулась с острейшим дефицитом мысли и креатива в центре поля.

В итоге — как и двумя годами ранее на бразильском мировом форуме — наша сборная не просто потерпела фиаско, но и стала самой серой и безликой командой турнира, лишенной даже намека на игровую мысль.

Возглавив все возможные антирейтинги, Россия «обошла» в этом сомнительном списке даже команду Украины, не набравшую на полях Франции ни одного очка.

Добытая в стартовом матче на последних минутах ничья с англичанами (ставшими впоследствии одним из главных разочарований турнира) не должна была вводить в заблуждение. Последующие фиаско в матчах со Словакией и Уэльсом дали понять: Слуцкий то ли не имел холодного взгляда на модель игры, то ли пошел на поводу у общественного мнения.

Иначе почему каждый раз мы упорно начинали игру со схемой в три форварда, которые в отсутствие внятной поддержки центральной оси так и остались абсолютно отрезанными от команды на протяжении всех 270 минут турнира? Почему выбывшего перед Евро Дзагоева заменил Торбинский, не сыгравший в итоге ни в центре, ни слева в защите? Почему поиск оптимальных игровых сочетаний в полузащите велся прямо по ходу турнира и на чем вообще зиждилась наша игровая мысль в центральной оси? И, наконец, зачем все-таки была нужна вся эта крайне сомнительная и раздутая история с Романом Нойштедтером?

Хотя как раз здесь, учитывая показанный распиаренным «легионером» на турнире уровень, ответ довольно очевиден. Очень похоже на то, что кто-то с помощью всей этой истории просто «засветил» свой бизнес.

Увы, «историй с душком», выходящим за чисто футбольную плоскость, в нашей сборной вообще хватало. Чего стоит хотя бы история о таинственно полученном Павлом Мамаевым «бланше» под глазом перед заключительной игрой с Уэльсом. Или интервью отдельных игроков после турнира о том, что команда оказалась расколота на два лагеря. Очевидно здесь только одно: такие истории в коллективах со здоровой атмосферой просто исключены.

Здесь же, напротив, никого уже не удивляли ни провокационные посты Мамаева в Instagram, ни ставшая печально известной его пафосная вечеринка с Кокориным, ни подчеркнуто хамоватое общение «сборников» с прессой по прилете из Франции.

Сам Слуцкий, к слову, от фиаско не отошел и по сей день. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на нынешний ЦСКА, ставший идеальным отражением своего наставника. Выжатый до предела, морально и физически исчерпанный и нуждающийся в скорейшей «перезагрузке».

Так завершилась еще одна бесславная глава в истории сборной России. Разгребать «авгиевы конюшни» и писать историю «с чистого листа» теперь предстояло человеку, от которого помимо адекватности требовалась к тому же твердость, а в идеале — еще и равноудаленность от клубов и всемогущего начальства. Выбор оказался близким к идеальному: Станиславу Черчесову точно не привыкать работать в условиях «выжженной земли» и колоссальных амбиций высшего руководства.

Столкнувшись с тотальным кадровым дефицитом в условиях глобального цейтнота (до «генеральных смотрин» в виде Кубка конфедераций остается всего полгода), Черчесов остался верен себе и уже дал сборной главное из того, в чем она жизненно нуждалась. Обновление, перезагрузка, кардинальные изменения. Курс на «точечную революцию» был взят уже в первом контрольном матче против сборной Турции, где в заявке не оказалось ровно две трети от состава сборной на бесславном Euro. Вопреки разговорам о полном отсутствии альтернативы, Черчесов не постеснялся решить «вечный вопрос» с центральными защитниками в пользу ставки на молодых.

Так, если в первых контрольных матчах Новосельцев, Семенов и Кутепов поочередно наигрывались в пару к опытному Василию Березуцкому, то в матче с Румынией мы впервые увидели полностью заново спаянный центр обороны в лице Кутепова и Семенова.

Это лишний раз показывает, что для Черчесова нет ни неприкасаемых, ни «отверженных». Не случайно ведь вернулся в сборную после своих скандальных французских похождений Кокорин. Получил свой шанс Щенников. Как и «перезагрузившиеся» в этом сезоне в «Спартаке» под водительством Массимо Карреры Глушаков и Комбаров. Есть и обратные примеры. Так, выпал из обоймы сборной казавшийся еще недавно незаменимым Шатов. Всего единожды — в игре с Коста-Рикой — появлялся на поле Смольников, так и не вернувшийся на былой уровень после персонального провала на Euro.

Даже в линии нападения, самой дефицитной из линий, Черчесов в отсутствие травмированного Смолова не гнушается вызвать на «смотрины» игрока ФНЛ Панченко вместо Дзюбы, возможности которого тренеру хорошо известны.

А еще отчетливо видно, как без Дзагоева, нуждаясь в ярко выраженном лидере, Черчесов кропотливо «искусственно» взращивает футболиста на эту роль. Уже сегодня Миранчук, Ерохин, Зобнин являют собой обновленное лицо сборной, символ ее революции. Там же, недалеко, в теневых лидерах Полоз, Оздоев.

Сегодня очень важно понимать, не бросаясь из крайности в крайность, что обрушившийся на голову Черчесову Катар при всем резонансе от неожиданного поражения — лишь неизбежный этап становления.

Болезненный кризис роста, приходящий на смену предельному падению. У Черчесова сегодня нет времени, чтобы, идя по стопам Валерия Газзаева, декларировать расширенный список из 57 фамилий. И элементарно нет ресурса, чтобы обкатывать за отборочный цикл по 60 футболистов, как делали это немцы и бразильцы перед домашними чемпионатами мира. Черчесов вновь остается верен своему постоянству и умению работать в цейтноте: сегодняшняя обойма сборной сформирована на 90%. Конечно, он будет держать в уме Черышева, высматривать Подберезкина, подпускать к основе Джикию и желать возвращения былых кондиций Паршивлюку.

Но уже сейчас нужно понимать: мы выжимаем сверхмаксимум из того кадрового резерва, что есть у нас на сегодняшний день. А насколько успешен окажется этот путь, судить можно будет на Кубке конфедераций. Нам же остается проводить 2016-й с миром и верить в лучшее. Сборная слишком давно приучила нас к «амплитудности» и движению из крайности в крайность, а это значит одно: когда ты на самом дне, остается только один путь — подниматься наверх.

Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице чемпионата мира по футболу – 2018, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».

Новости и материалы
В двух областях Украины прогремели взрывы
Онколог назвал «главного врага рака»
В Раде заявили о невозможности вернуть границы Украины 1991 года
Мэр сообщил о взрыве в Харькове
Каждый второй россиянин хоть раз мерил одежду, стоя на картонке на улице
В Швейцарии заявили, что Трамп может подтолкнуть Украину к переговорам с Россией
Синоптик рассказал о погоде в Москве на предстоящей неделе
Опасность атаки БПЛА объявлена в третьем за ночь регионе России
Иранскую студентку, раздевшуюся в знак протеста, отправили на принудительное лечение
Президент Германии вышел из себя из-за критики его позиции по России
В этом году больше россиян отправятся зимовать в теплые страны
Протестующие после трагедии в Нови-Саде заблокировали мост через Дунай
В Тульской области объявлена опасность атаки БПЛА
В Брянской области сбили восемь украинских беспилотников
В Британии указали на ухудшение отношений Лондона и Киева
ВВС Израиля атаковали военные склады и заводы в Сирии
Пепел вулкана Шивелуч может помешает полетам авиации над Камчаткой
Психолог предупредила о тревожных признаках родительского выгорания
Все новости