На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Шахматный хоккей Свидлера

Виши Ананд сохранил лидерство в турнире претендентов, Аронян обыграл Свидлера

После дня отдыха на турнире претендентов в Ханты-Мансийске состоялись партии 4-го тура. Виши Ананд сохранил лидерство, на пол-очка от него отстают Владимир Крамник и Левон Аронян. Последний в отчетный день обыграл Петра Свидлера.

Можно не сомневаться, что партия Ананд — Крамник, будь она сыграна в XIX веке, вызвала бы настоящую бурю в шахматном мире. Еще бы, какой захватывающий сюжет: вначале белые жертвуют пешку, оставляя собственного короля в центре, и начинают окольными путями подбираться к неприятельскому монарху. Черные же, забыв о развитии, прыгают по доске двумя фигурами, потом отправляют своего ферзя строить козни в тылу врага, прекрасно отдавая себе отчет в том, что сильнейшая фигура может назад и не вернуться.

Белые парируют нехитрые угрозы и готовятся нанести разящий удар, но тут черные отдают коня за два шаха, заставляя белого короля покинуть уютный домик и выйти в центр навстречу всем ветрам. Следует легкий укол, и — неожиданный хеппи-энд: ничья вечным шахом!

Легко представить, как могучий Вильгельм Стейниц публикует глубокий анализ в своей шахматной колонке, которую ведет в главном спортивном журнале Англии The Field», и убедительно доказывает, что белый король, будь он посмелее, сумел бы сам себя защитить.

А через пару месяцев в «Шахматном листке» ему возразил бы въедливый Михаил Чигорин, и в конце нескольких страниц, густо усеянных вариантами, последовал бы неопровержимый вывод: динамики черных фигур более чем достаточно для равенства.

Европейские журналы перепечатали бы самые красивые варианты, добавив свои пять копеек (пять пфеннигов, пять шиллингов), и дискуссия продолжалась бы еще несколько лет, то затихая, то снова разгораясь.

В наши дни у гроссмейстеров примерно одинаковые компьютеры, оснащенные одними и теми же программами. Даже в самой сложной миттельшпильной позиции до истины можно докопаться за несколько дней. Владимир Крамник, правда, не признался на пресс-конференции, как глубоко простирался его домашний анализ (мол, партия имеет большое теоретическое значение, и он не станет раскрывать свои карты), но большинство экспертов предположили, что все тридцать ходов российский экс-чемпион предусмотрел заранее.

Партия продолжалась всего полтора часа, а потом еще примерно полчаса гроссмейстеры отдали беседе с журналистами. Владимир пребывал в добром расположении духа, часто шутил, подробно отвечал на любые, даже замысловатые, вопросы. Например:

— Кто бы победил: нынешний Крамник или Крамник времен своего чемпионства? (Россиянин владел короной с 2000 по 2007 год. — «Газета.Ru».)

— Я бы предложил ничью! — и под дружный хохот журналистов добавил: — И думаю, что я бы согласился!

Понятно, что и Виши Ананд не выглядел удрученным. Пока турнир складывается для него великолепно: две победы в четырех партиях, ни одной плохой позиции. Ну, превзошел его соперник в домашнем анализе — что ж, бывает. Сегодня ты, завтра я.

Еще одна острая дебютная дуэль, переросшая в дуэль психологическую, разгорелась в партии Аронян — Свидлер. Чемпион России избрал свою любимую защиту Грюнфельда и на 21-м ходу применил важную теоретическую новинку.

Левон Аронян надолго задумался, очевидно, пытаясь вспомнить: анализировал он это продолжение или нет, и если да, то как тут надо играть? Или анализировал что-то похожее, но не то?

Огромный объем информации удержать в голове очень трудно; порой гроссмейстер твердо уверен, что воспроизводит домашний вариант, а после партии заглядывает в свой компьютер и удивляется…

Аронян отреагировал на новую идею Свидлера самым принципиальным образом — пожертвовал фигуру, выгнав черного короля в центр. «Момент истины» наступил на 27-м ходу, когда черные могли вернуть лишний материал, форсируя переход практически в ничейное окончание.

Тут уже Петр надолго задумался, а гроссмейстер Михаил Красенков, комментировавший партию в режиме реального времени на популярном сайте www.chesspro.ru, написал: «Петр эту возможность, наверное, видит, но все же думает. Психология! Жалко отдавать назад фигуру... Хотя все вроде бы, конечно, включая Петра, прекрасно знают, что лучшая реакция на позиционную жертву — возвращение материала в выгодный момент... Только порой кажется, что момент недостаточно выгоден, а лучший потом уже и не предоставляется».

Михаил как в воду глядел, «расписал» сценарий поединка вплоть до самого конца! Через ход Свидлер не захотел расставаться с качеством, а через семь позиция белых с двумя связанными проходными пешками, при поддержке ладей перешедшими границу, стала настолько грозной, что петербуржец предпочел отдать коня, лишь бы вынудить размен ферзей.

Но эта вариация, как и предсказал Красенков, оказалась гораздо хуже: Левон Аронян уверенно реализовал перевес в эндшпиле и поменялся со Свидлером местами в турнирной таблице.

На пресс-конференции Петр Свидлер, вернувшись к ключевому моменту партии, признал, что ему следовало сразу вернуть фигуру и «как-нибудь да сделать ничью». Свое решение он объяснил так:

«Я очень долго думал над этой возможностью, но в конце концов решил, что... «трус не играет в хоккей»! Все-таки у черных лишняя фигура, и они явно форсированно не проигрывают. Не раз по ходу партии пожалел об этом решении».

Трудно не согласиться с выводом Михаила Красенкова: «История стара как мир: черные пожалели приобретенный (собственно, пожертвованный им) материал, потом, поняв свою ошибку, запаниковали и отдали его в гораздо худшей редакции. Удержать худший эндшпиль им не удалось».

Поменялись местами в турнирной таблице и Шахрияр Мамедьров с Дмитрием Андрейкиным: азербайджанский гроссмейстер ушел с последнего места, а российский, проиграв в личной встрече, туда опустился. Партия получилась очень острой, эффектной и, понятное дело, далеко не безошибочной. Оба стремились к победе, чаша весов качалась из стороны в сторону, но в конце удача улыбнулась Шаху.

Наименее содержательной получилась партия Карякин — Топалов. Российский гроссмейстер чуть ли не впервые в жизни открыл игру ходом с2-с4, заставив соперника уже на первом ходу погрузиться в раздумья.

Веселин все-таки рискнул пойти по самому принципиальному пути и не прогадал: никакой не то что дебютной бомбы, но даже увесистого «камня за пазухой» у Сергея не оказалось. Постепенно уже черные стали играть на перехват, обменяли две ладьи на ферзя и пешку, но за рамки равенства позиция так и не вышла.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице шахмат.

Новости и материалы
СМИ: родители главкома ВСУ прокляли его пасынка
Раскрыта роль британских офицеров на Украине
Стало известно, когда Валерий Леонтьев посещал свою московскую квартиру
Трамп предложил республиканцам способ предотвратить фальсификации на выборах
Врач поставил точку в споре о самом здоровом виде зимнего спорта
Россиянам рассказали о пользе пива
Эскиз известного художника с изображением ступни продали за миллионы долларов
Домашняя собака изуродовала лицо маленького ребенка в российском регионе
Стало известно, когда первый российский телетрап поставят на эксплуатацию в аэропорт
Российский флаг вывесили на матче сборных США и Чехии на Олимпиаде
Россияне все чаще стали работать по выходным
Стало известно о недвижимости Нагиева в ОАЭ и России на сотни миллионов рублей
В Белгороде после удара ВСУ зафиксированы серьезные повреждения
Маск объяснил, почему правительства представляют наибольшую угрозу для развития ИИ
ФАБ-3000 поразила логистику ВСУ в районе Константиновки
Маск рассказал, как связаны «мошенники» в правительстве США и детеныши панд
Москвичам пообещали жаркое лето
Биолог назвал паразита, который может продлить жизнь человеку
Все новости