Агрономы рассказали, почему вес комбайнов не должен превышать вес динозавров

Повышение веса сельскохозяйственной техники может нести угрозу плодородию из-за уплотнения почв. Статья об этом опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Механизация коренным образом изменила сельское хозяйство, во много раз увеличив урожаи. На протяжении XX и XXI веков грузоподъемность комбайнов и другой сельскохозяйственной техники увеличилась в 10 раз ради роста производительности. При этом инженеры также увеличивали площадь колес или гусениц, чтобы сохранить приемлемое удельное давление на грунт.

Томас Келлер из Шведского университета сельскохозяйственных наук и его коллеги проводят параллели между эволюцией сельскохозяйственной техники и самых тяжелых животных, когда-либо ходивших по земле – завроподов. В эту группу динозавров входили брахиозавры и диплодоки, чей вес мог достигать 60 тонн. При этом площадь их стоп также была большая, чтобы уменьшить удельное давление.

Исследователи утверждают, что увеличение веса тела или машины вредит почве. «При одинаковом удельном давлении более высокие нагрузки на колеса приводят к более сильному механическому напряжению грунта. Сильное механическое напряжение распространяется в более глубокие и влажные слои, что приводит к уплотнению почвы в критически важной для роста корней зоне», – пишут авторы. В связи с этим возникает вопрос, как сохранялось плодородие почв, по которым ходили завроподы, чья нагрузка на ногу достигала около 20 тонн против 10 тонн на колесо тяжелого комбайна. Ученые предполагают, что эти динозавры ходили по определенным тропинкам, чтобы не вытаптывать растения, или много времени плавали в воде, питаясь зарослями вдоль берегов.

По оценкам ученых, в наши дни около 20 процентов сельскохозяйственных земель подвержены риску уплотнения, и агрономам необходимо решить эту проблему.