Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Интеллектуалу» поручили работу над ошибками

«Газета.Ru» узнала причины реформирования школы «Интеллектуал»

Николай Городецкий 29.09.2014, 19:48
Василий Смирнов \ ИТАР-ТАСС

Школа «Интеллектуал» будет объединена с другой гимназией: соответствующий приказ уже подписан. В подоплеках этой реформы и в том, какие ошибки были допущены руководством школы, разбиралась «Газета.Ru».

Президенту от «Интеллектуала»

В начале сентября стало известно о том, что школа для одаренных детей «Интеллектуал», вот уже четыре года входящая в топ-20 рейтинга школ Москвы, вынуждена собирать добровольные пожертвования из-за сокращения бюджетного финансирования. «Уважаемые родители, выпускники, друзья школы «Интеллектуал»! В конце прошлого учебного стало окончательно известно, что на 2014–2015 учебный год финансирование школы резко сократится. С подобной ситуацией столкнулись многие гимназии, лицеи, а также школы для инвалидов и трудных подростков», — такое объявление появилось 1 сентября на неофициальном сайте школы «Интеллектуал». Представители школы пояснили, что они вынуждены искать финансирование на стороне. В послании сообщалось, что администрация школы и педагогический коллектив оптимизировали ежегодные затраты: хозяйственные расходы, количество ставок, учебный план.

Но в конце августа выяснилось, что финансирование школы сократится не менее чем на две трети: «Таким образом, проведенная нами оптимизация не дала ожидаемых результатов, а дальнейшее сокращение расходов приведет к резкому падению качества образования в нашей школе».

В конце минувшей недели глава департамента образования Москвы Исаак Калина подписал указ об объединении школы «Интеллектуал» с гимназией 1588. За день до подписания приказа состоялось заседание управляющего совета «Интеллектуала», которое приняло решение опротестовать подачу заявки о реорганизации ГБОУ школа-интернат «Интеллектуал» путем присоединения организации ГБОУ Гимназия №1588. Данная заявка была подана исполняющим обязанности директора «Интеллектуала» Юрием Тихорским «от безысходности»: тот до последнего был противником слияния. В интервью «Эху Москвы» учитель русского языка школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий отметил, что в Москве проходит целая кампания по слиянию сильных школ с другими образовательными учреждениями. Луховицкий сообщил, что учителя и родители учеников школы «Интеллектуал» не собираются сдаваться. По его словам, они планируют подать обращение депутатам Государственной думы, родительский комитет может инициировать судебное разбирательство с департаментом образования столицы.

Кроме того, учителя школы будут подавать заявку на проведение митинга.

Наконец, за несколько дней до выхода приказа Исаака Калины ученики «Интеллектуала» обратились с открытым письмо к президенту России Владимиру Путину. «Наша школа, как и некоторые другие, сейчас находится в очень сложной ситуации и в ближайшее время может прекратить свое существование, — цитирует «Учительская газета» письмо старшеклассников. — Причиной тому многие нормы, закрепленные в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому закону, было введено подушевое финансирование образования. Многие небольшие московские школы в целях увеличения финансирования стали объединяться – где-то добровольно, а где-то принудительно. Некоторые школы, в том числе и «Интеллектуал», участвовать в пилотном проекте по слиянию не стали».

Объединение школ: как и для чего

Данная ситуация действительно стала следствием процесса объединения школ, который идет уже не первый год. В ходе онлайн-интервью «Газете.Ru» вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников так рассказывал об этом процессе: «Когда сегодня стоит школьное здание, в этом здании полный комплект педагогов и в каждом классе по 10–12 учеников, то мы понимаем: при подушевом финансировании […] когда за учеником идут деньги и ученик и родители имеют право выбрать школу, то в этом случае ни о какой нормальной зарплате в такой школе речи уже идти не может. Вы директор, у вас полный состав учителей, а к вам никто не хочет идти учиться. Потому что говорят: плохое у вас образование. Поэтому непонятно, что делать: вы же не можете заплатить зарплату вашим любимым учителям, вашему коллективу. Рядом другая школа — с брендом, раскрученная. И директор — умный, блестящий педагог. И что? Там все переполнено. Там уже нет конкурса детей, там уже конкурс родителей. Директор говорит: вы понимаете, да я бы взял вашего ребенка, мне некуда. А рядом стоит школа полупустая. Тогда мы говорим этому замечательному директору, чудному педагогу: вот тебе еще одно здание — и распространи свой опыт, свой талант на вот этих детей!»

При этом Печатников признал, что не все директора, учителя и родители воспринимали решение об объединении с энтузиазмом.

«Представьте себе энтузиазм директора школы, который мечтает объединиться с другим, чтобы потерять свой директорский кабинет. Смешно говорить о его энтузиазме. Но их жизнь все равно заставляет, и они все равно идут на это сами. Часто потому, что понимают: если у нас есть, как теперь можно говорить, «дорожная карта» по указам президента от 7 мая и мы должны потребовать от них вот такой заработной платы, а они при неукомплектованности школ не могут ее обеспечить и, только соединившись, они могут получить нормальное финансирование, деваться некуда, придется объединяться».

«Переход на подушевое финансирование почти для всех означал увеличение бюджета, — пояснил «Газете.Ru» Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства департамента образования города Москвы. — А для некоторых школ, которые у прежнего руководства смогли выбить себе большие деньги, эти деньги могли оказаться и меньшими. Для таких был установлен переходный период в несколько лет, когда, при сохранении объема учащихся, они получали деньги не меньше, чем раньше, коэффициент индивидуальный. Но было заранее объявлено и регулярно повторялось, что с 1 сентября 2014 года коэффициенты отменят. Практически все школы вели соответствующую работу, чтобы правильно оформить дополнительные услуги — почти все, что делали школы в интересах всего города.

А коллеги из «Интеллектуала», к сожалению, в большей степени пытались объяснить, что им почему-то надо платить в разы больше, чем 57-й школе, школам 1514, 218, 1543, которые не хуже их по показателям.

Разумеется, управление, в том числе финансовое, такой непростой школой, в которой работают творческие люди, — дело очень непростое. И я уверен, что будет найдено решение, которое позволит сохранить дух школы, организовав правильное финансовое и организационное управление».

Данную проблему признал и директор школы «Интеллектуал» Юрий Тихорский, который в начале сентября рассказал «Газете.Ru» следующее: «С 2011 года в московском образовании был взят курс на выравнивание образовательных возможностей, начался процесс выравнивания финансирования. Большинству школ он пошел на пользу. К 1 сентября 2014 года пилотный проект по развитию общего образования в Москве в целом завершился. Мы и ряд других школ, которые в него не входили, автоматически потеряли все прибавочные коэффициенты к финансированию. Вместо 278 тыс. руб. на ученика в год мы получили 63 тыс. руб. Школы же, вошедшие в пилотный проект, получают сейчас 107 тыс. руб. на ученика средних классов (на старших — 123 тыс. руб.)».

Проблемы «Интеллектуала»

По мнению Ивана Ященко, одна из главных проблем «Интеллектуала» заключается в том, что в современных условиях, когда денег в систему образования Москвы вкладывается много, вопрос финансирования школы требует серьезной квалификации ее администрации, особенно когда речь идет о нестандартном заведении. «Нужно не убить оригинальное и при этом уметь правильно делать финансовые бумаги. Раньше все определялось тем, как директор сможет выбить деньги из департамента: по сути, деньги зарабатывал директор, он являлся тем человеком, от которого все зависело. Сейчас же все зависит от коллектива, деньги можно тратить как угодно: школа может принять свое положение об оплате труда и платить, например, студенту — победителю международной олимпиады. Во многих школах, например в тех же 57-й, 1514-й, 218-й и др., такие люди нашлись, эти школы не испытывают таких проблем: им в целом хватает денег. Кроме подушевого финансирования школы могут подать заявку на дополнительное финансирование, если делают что-то полезное для всего города, например вечерние кружки. Удовлетворение заявки зависит от адекватности заявки (какой результат и расчет) и места школы в рейтинге. Школа «Интеллектуал» тоже подала заявки, их там рассматривает комиссия. На небольшие суммы заявки адекватные, говорят эксперты, подчеркивая их непроработанность.

Но вот пример — психологическая поддержка учеников четвертого класса на сумму 36 млн руб. Это миллион долларов, бюджет небольшого психологического института, и на такую сумму должно работать большое количество народа!»

У экспертов имеется уверенность, что никто квалифицированный в плане финансов на эти заявки не смотрел, говорит Ященко. «Если попросить посмотреть – ни у кого бы не поднялась рука отправить такую заявку. Кроме того, имеется перекос: в ситуации, когда школе не хватает денег, она подает заявку на публикацию сборника уже опубликованных статей педагогов. Если бы денег было завались – тогда, конечно, можно издать такой сборник. А так, почему бы не разместить эту подборку статей в интернете? Такие примеры показывают, что, видно, никакого серьезного финансово-экономического анализа сделано не было. И одна из идей со слиянием, которая достаточно рискованная, состоит, как я понимаю, как раз в том, что директор, более слабый по результатом гимназии 1588, финансово-экономически более квалифицирован — и он готов защитить и школу «Интеллектуал». Я очень люблю школу «Интеллектуал», ее заканчивал мой сын, у меня там работают друзья, и я очень хочу и надеюсь, что то, что создал основатель школы Евгений Владимирович Маркелов, удастся сохранить».