Госдума повысит цену законопроектам

Госдума не будет рассматривать скандальные и непроработанные законопроекты



Депутат Госдумы Виталий Милонов на выездном заседании фракции «Единая Россия», 30...

Депутат Госдумы Виталий Милонов на выездном заседании фракции «Единая Россия», 30 сентября 2016 года

Дмитрий Серебряков/ТАСС
Руководство Госдумы не хочет тратить больше времени на слабые законопроекты. Специально созданная рабочая группа уже к январю следующего года собирается прописать новые критерии, которые будут отсеивать сомнительные и бьющие по имиджу Думы проекты законов.

Как рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госдумы, депутаты задумались об осмысленности законопроектов, выносимых на пленарное заседание Думы. Многие из них не имеют шансов стать законами, но Дума, согласно внутренним правилам, все равно их рассматривает.

Как рассказывает источник, на одном из последних советов Госдумы эту проблему поднял первый замглавы фракции КПРФ Сергей Решульский. В итоге по поручению спикера Вячеслава Володина была создана специальная рабочая группа, которую возглавил первый вице-спикер Госдумы, представитель КПРФ Иван Мельников.

«На заседаниях мы постоянно тратим время на «большой хвост» законопроектов, которые явно идут на отклонение и рассматриваются по укороченной процедуре»,

— рассказывает представитель ЛДПР Алексей Диденко, который также вошел в рабочую группу.

Также в нее войдут председатель комитета по регламенту Ольга Савастьянова и глава комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

По словам Диденко, с конкретными предложениями по поправкам в регламент рабочая группа рассчитывает выйти уже к январю.

Как ожидается, «повышать качество законов» в Думе будут ужесточенными требованиями к сопроводительным документам. Каждая инициатива должна будет требовать финансово-экономического обоснования и оценки социально-экономического эффекта от ее принятия.

На данный момент финансово-экономическое обоснование формально требуется только для тех законопроектов, которые требуют дополнительных затрат.

По словам Диденко, многие депутаты часто пишут, что затрат не потребуется, хотя на самом деле это не так. Что же касается оценки социально-экономического эффекта от инициативы, то сейчас подобный документ вообще не требуется.

Собеседник «Газеты.Ru» считает, что в случае недостаточной проработанности законопроектов они будут отсеиваться комитетом и даже не выноситься на обсуждение всей Думы, не отнимая рабочее время у всех депутатов.

Диденко считает, что для подобных нововведений не нужны правки в закон, достаточно будет поправить регламент. Для этого не требуется одобрения Совфеда и подписи президента РФ.

Сергей Решульский, начавший дискуссию, считает, что отсев недоработанных инициатив — это только одна сторона проблемы.

Он подчеркнул, что в архивах Госдумы лежат тысячи законопроектов, которые пока даже не рассмотрены.

«Их рассмотрение фактически отдано на откуп руководителям комитетов. Они по своему желанию допускают одни инициативы, а другие оставляют лежать без движения», — поясняет Решульский.

Депутат уверен: если нормы рассмотрения будут прописаны в законе, то относиться к ним наплевательски уже будет нельзя.

Что же касается ужесточения требования к финансово-экономическому обоснованию законопроекта, коммунист отмечает: именно правительство часто вносит законопроекты, в которых нет точного расчета изменений от инициативы.

По словам Алексея Диденко, новые требования будут предъявляться ко всем законопроектам, независимо от автора законодательной инициативы.

Ликвидация безграмотности

Напомним, что депутаты, во многом по соображениям пиара, периодически вносят громкие и спорные законодательные инициативы с расчетом на увеличение своего присутствия в СМИ.

«Газета.Ru» готовила дайджест подобных законопроектов по итогам 2015 года. Например, один из депутатов призывал запретить госслужащим пользоваться рядом мессенджеров, другой — запретить «каминг-ауты» (то есть публичное раскрытие своей сексуальной ориентации) для представителей ЛГБТ-сообщества.

Лидер справедливороссов Сергей Миронов вносил законопроект, чтобы переложить расходы по посещению фитнес-клубов на работодателей, а депутат ЛДПР Михаил Дегтярев — чтобы ввести местный сбор с заведений фастфуда на уборку мусора.

Подчас пояснительные записки к таким законопроектам выглядели не менее резонансно, чем предложения в них. Так, в таком документе законопроекта Дегтярева были рассуждения о том, что «природная стихия» не может «сменить местоположение посуды многоразового применения вроде стеклянного стакана».

Какие-то из подобных инициатив возвращались авторам. Но другие — как в случае с каминг-аутами — доходили до рассмотрения на пленарном заседании, вызывая широкую реакцию общественности.

13 декабря депутат Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов, который ранее в законодательном собрании Санкт-Петербурга заслужил известность так называемым законопроектом «о топоте котов», внес на рассмотрение новую инициативу — о запрете алкоголикам и наркоманам поступать на госслужбу.

Возможно, по итогам работы группы оснований для возвращения этих инициатив авторам станет больше. Впрочем, запретить депутатам вносить скандальные законопроекты, пусть даже и с неграмотными документами, вряд ли кто-то сможет. Это право дано им Конституцией.

«Суть в том, чтобы минимизировать поступление юридически слабо подготовленных законопроектов, а также не допускать изменения концепций законопроектов уже после первого чтения путем внесения поправок во втором», — пояснил «Газете.Ru» глава рабочей группы Иван Мельников.

По его мнению, эту задачу не решишь одним регламентом. А значит, речь действительно идет о доработке давно лежащего в думском портфеле законопроекта «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов». По словам Мельникова, все предложения будут разрабатываться с учетом мнения полномочного представителя президента РФ Гарри Минха.