Слушать новости
Слушать новости

Агентство на миллиард

Министр по делам Открытого правительства поддерживает идею ежегодного экспертного доклада по госзакупкам

Министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов предлагает создать отдельное агентство для размещения госзаказов на суммы свыше 1 млрд руб. Кроме того, он сделал ряд предложений по совершенствованию Федеральной контрактной системы (ФКС). Одно из них – ежегодный экспертный доклад, посвященный работе (ФКС) и обязательный для рассмотрения на правительстве. Юристы «РосПила» готовы принять участие в его подготовке.

Михаил Абызов направил премьеру-министру Дмитрию Медведеву доклад, в котором предлагается ряд мер по совершенствованию ФКС. Она работает уже пять месяцев, но ясности, смогла ли она реально повысить эффективность государственного заказа, пока нет.

Министр, в частности, считает необходимым создать отдельное государственное агентство, которое бы занималось размещение госзакупок на сумму выше 1 млрд руб.

Сейчас для крупных тендеров, типа строительства ЦКАД, создаются президентские комиссии, в которые входят независимые эксперты, рассказал «Газете.Ru» глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Он сам состоит в одной из таких комиссий, уверяет, что «они реально работают», и предлагает «тиражировать этот опыт».

На основе этого опыта Абызов и предлагает вместо отдельных комиссий сформировать специальное ведомство.

Кроме того, министр поддержал идею Национального экспертного доклада по совершенствованию Федеральной контрактной системы. С соответствующим предложением выступил в конце мая Экспертный совет по вопросам совершенствования госзакупок и госинвестиций при правительстве.

Отличие будущего доклада от отчетов Минэкономразвития и Счетной палаты заключается в широком привлечении общественности и экспертного сообщества к его составлению. Это должно обеспечить всесторонний анализ практики применения закона о ФКС (44-ФЗ).

«При большом количестве докладов, которые делают разные ведомства, широкий угол зрения на проблему может быть сформулирован только при участи различных заинтересованных сторон, как со стороны государства, так и со стороны общества. И Открытое правительство как раз выступает такой площадкой. Наш доклад будет касаться оценки отношения общества к контрактной системе, оценке предпринимателей, общественных организаций, которые в соответствии с законом вовлечены в процесс контроля за госзакупками», — объясняет координатор рабочей группы Экспертного совета по госзакупкам при правительстве, первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин.

Инициаторы доклада уверены, что Национальный экспертный доклад станет реальным инструментом повышения эффективности контрактной системы, уменьшения уровня коррупции в ФКС.

Закон о Федеральной контрактной системе был разработан Минэкономразвития, чтобы снизить масштабы хищений бюджетных средств при госзакупках, которые осенью 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев оценил в триллион рублей в год. В апреле прошлого года закон был подписан президентом, и с 1 января этого года вступил в силу.

Еще на стадии разработки ФКС вызвала критику известного оппозиционера Алексея Навального и его соратников.

«Мы предлагали создание органа, который работал бы на постоянной основе и оказывал бы методическую поддержку общественным контролерам. Их сейчас можно пересчитать по пальцам. Никто не знает, как контролировать, где посмотреть практику. В первой редакции законопроекта такой орган предусматривался. Но в итоге это положение из закона убрали», — поясняет юрист проекта «РосПил» Анатолий Шашкин.

Александр Шамрин, в свою очередь, указывает, что работа по методической поддержке и повышению квалификации общественных контролеров уже ведется.

«Для этого Экспертный совет и Высшая школа экономики реализуют долгосрочный проект под названием «Школа общественного контролера». Раз в четыре месяца собираем со всей страны общественных контролеров и проводим учебу. Первая такая школа прошла в апреле, вторая, думаю, в конце сентября».

Но у оппозиции есть и другие претензии к закону:

«Например, — продолжает Шашкин, — недоработано положение по нормированию закупок. Этот институт рассчитан на ограничение закупок предметов роскоши, он еще не вступил в силу, но мы уже по тексту понимаем, что он работать не будет. Далее положение об общественном контроле, в частности, о возможности подачи жалоб физическими лицами. Сейчас могут подавать жалобы только непосредственные участники тендера и общественные организации, которые занимаются общественным контролем».

Председатель Национального антикоррупционного комитета, член Экспертного совета по госзакупкам при правительстве Кирилл Кабанов согласен, что пока Федеральная контрактная система далека от совершенства.

«Наша основная задача сейчас — оценить неэффективные механизмы. В этом и состоит цель доклада — посмотреть и понять, как исправить. 44-ФЗ работает пять месяцев, мы пока смотрели только по большим закупкам, но уже набрали достаточно негативных примеров. Например, по «Спецстрою». Там остались те же самые схемы, что и во время действия старого закона. Опять выстраивается система непонятных посредников. «Спецстрой» поставляет специальное, алмазное оборудование некому индивидуальному предпринимателю в Воронеже. У нас есть все документы, мы направили обращение руководству «Спецстроя», ждем ответ, будем систематизировать все такие случаи, потом будем информировать правительство».

Тем не менее Кабанов призывает не воспринимать всю систему госзакупок исключительно в черном цвете.

«Есть и позитивный опыт. Например, реализованная в Росатоме система по контролю конфликта интересов, у них в сотрудничестве со специалистами Росфинмониторинга создан специальный программный продукт для этого. Такую практику нужно распространить и на другие госкорпорации и ведомства».

Резюмируя, Александр Шамрин подчеркивает, что «для становления контрактной системы понадобится еще три-четыре года»:

«В этом году система только стартовала. И нужно оценить, насколько эффективны решения, принимаемые правительством в этой сфере, насколько достигается необходимый результат. Как сделать, чтобы решения правительства были наиболее эффективны? Например, что происходит с сайтом zakupki.gov.ru, с информационным обеспечением госзакупок? Или общественный контроль. Как вырастают институты контроля на местах, насколько они эффективны?»

Шамрин уверен, что доклад станет реальным инструментом влияния общественности и экспертного сообщества на решения правительства в сфере повышения эффективности госзаказа. Анатолий Шашкин из «РосПила» в принципе согласен, что Национальный доклад может способствовать повышению прозрачности системы госзакупок.

«Чем больше обсуждается тема госзакупок, госзаказа, чем больше привлекается общественных организаций, представителей бизнеса, тем лучше. Хорошо, когда с разных сторон смотрят на практику применения закона. Но все будет зависеть от того, кто будет готовить этот доклад, от состава этого Экспертного совета».

Специалисты «РосПила», по его словам, готовы принять участие в подготовке документа.

«У нас есть множество предложений. Часть из них была реализована в новом законе, часть так и осталась на бумаге. То есть мы, например, подавать жалобы не можем, потому что мы фонд, у нас другая форма общественной организации. Некоторые вопросы Открытое правительство решало, я считаю, что они могут обратить внимание и эффективно решать конкретные проблемы. Мы готовы всячески участвовать».

Первая версия доклада будет представлена ориентировочно в ноябре. А расширенная, которая подводит итоги года, – в феврале-марте следующего года.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть