Паровоз для Путина

Для сотрудников РЖД их вступление в ОНФ Путина стало новостью

ИТАР-ТАСС
РЖД присоединит к «Общероссийскому народному фронту» Владимира Путина миллион своих сотрудников-избирателей, не спросив их согласия. В декабре железнодорожников будут заставлять голосовать за «Единую Россию», а ОНФ становится олицетворением ведомственного принципа работы с избирателем, существовавшего в Советском Союзе, считает эксперт.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) вступит в «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) Владимира Путина, сказал накануне журналистам президент компании Владимир Якунин. По его словам, вопрос о вступлении в ОНФ ему задал председатель РСПП Александр Шохин, «и компания ответила положительно». Позже, в интервью радиостанции «Эхо Москвы», Якунин подтвердил, что работники РДЖ будут вступать в ОНФ, ничего не сказав о процедуре согласования этого вопроса с миллионным коллективом естественной монополии.

Работники РЖД узнали о своем вступлении в путинский «Народный фронт» из новостей,

рассказал «Газете.Ru» работник компании Алексей. «По-видимому, это стало новостью и для начальства, потому что если бы были такие планы, то о них было бы сказано на каких-нибудь совещаниях или занятиях», — полагает собеседник «Газеты.Ru». По его словам, до заявления Якунина никто из его знакомых в компании о своем вступлении во фронт не подозревал, ничего не было сказано железнодорожникам и после этого заявления. Будет ли в компании обсуждение этого вопроса и что потребуется от людей в ходе избирательной кампании, если решение о вступлении в ОНФ будет принято руководством, также пока неизвестно.

Прежде РЖД была аполитичной компанией,

отмечает собеседник «Газеты.Ru», ни в предыдущих парламентских выборах 2007 года, ни в каких-либо иных она не участвовала. Реакция коллектива на явное пренебрежение его мнением может быть двоякой: люди могут возмутиться, что «их, как в советские времена, без их ведома записали в какую-то организацию, либо вообще никак не отреагируют, надеясь, что если их не спросили при вступлении, то ни о чем не попросят и в дальнейшем», полагает наш собеседник.

Официальный представитель РЖД Дмитрий Перцев комментировать заявление президента компании отказался. Не ответил он и на вопрос, намерено ли руководство РЖД обсудить вопрос о вступлении в ОНФ с коллективом компании.

Собеседник «Газеты.Ru» в РЖД связывает обещание Якунина вступить всей конторой в ОНФ с его недавним переназначением на пост главы РЖД. Якунину, очередной срок полномочий которого истекал в нынешнем июне, предрекали отставку из-за критики Дмитрия Медведева, недовольного соблюдением мер безопасности на железнодорожных вокзалах после теракта в аэропорту Домодедово. Тем не менее 11 июня премьер-министр объявил о продлении контракта Якунина на четыре года.

Решение Якунина связано с его переназначением и объясняется желанием продемонстрировать лояльность Путину,

считает политолог Дмитрий Орешкин. «Это абсолютно советский стиль, когда начальник решает, что он куда-то вступил вместе с миллионом своих подчиненных, никого ни о чем не спросив. И это обоснованно, потому что, если бы их спросили, мнение наверняка было бы единогласным, потому что никому не нужны проблемы на работе», — отметил эксперт. Присоединение к ОНФ таких гигантов, как РЖД, подтверждает намерение властей использовать в ходе нынешней парламентской кампании не только территориальный принцип работы с избирателями (когда за голоса, полученные «Единой Россией», спрашивают с губернаторов), но и ведомственный, практиковавшийся в советские времена, полагает Орешкин. По его словам, «все это мучительно напоминает Олега Сосковца, который в 1996 году некоторое время вел избирательную кампанию Бориса Ельцина». Тогда тоже пытались применить ведомственный принцип, дав указания всем министерствам обеспечить голоса работников подведомственных им предприятий.

Голосов за ЕР, очевидно, потребуют и от сотрудников РЖД,

предполагает Орешкин. «Проблема в том, что проконтролировать это никак нельзя. Голосование по территориальному принципу проконтролировать можно, а по ведомственному как? Разве что заставить всех взять открепительные удостоверения и проголосовать на работе...» — указывает собеседник «Газеты.Ru».

Добавление к территориальному ведомственного принципа работы с избирателями говорит об осознании властями факта, что «Единая Россия» теряет рейтинг, говорит Орешкин. Особенно «плохо поддаются компостированию города», где сейчас результат партии 30–35%, отмечает эксперт. Якунин, по его мнению, открыл путь в ОНФ и другим крупным российским госкомпаниям, связанным с Путиным. В частности, он не исключает вступления в ОНФ всей «Роснефти», «если это будет сочтено приличным».

РЖД станет далеко не первым предприятием, присоединившимся к ОНФ. Первым был «Сибирский деловой союз», 40 тысячам сотрудников которого потребовались всего сутки, чтобы единодушно высказаться за участие в путинском фронте. Заявку о присоединении крупнейший промышленный холдинг Кузбасса подал 13 июня — на следующий день после того, как Путин разрешил вступать в организацию не только частным лицам и общественным организациям, но и целым трудовым коллективам. Какова численность персонала предприятий, присоединившихся к ОНФ с тех пор, установить не удалось: на сайте «Народного фронта» опубликован только список вступивших общественных организаций, возглавляемый партией «Единая Россия».