Фестиваль открылся чудом

В Южно-Сахалинске открылся кинофестиваль «Край света»

Ярослав Забалуев (Южно-Сахалинск) 22.08.2015, 16:49
Актриса Анна Чиповская на открытии кинофестиваля «Край света» в Южно-Сахалинске Пресс-служба кинофестиваля
Актриса Анна Чиповская на открытии кинофестиваля «Край света» в Южно-Сахалинске

В Южно-Сахалинске в пятый раз открылся самый необычный российский кинофестиваль «Край света»: жюри фестиваля чуть не осталось на Курилах, а в переполненных залах начались показы азиатского авторского кино.

Первая драматическая коллизия «Края света» приключилась за несколько дней до начала. Делегация во главе с председателем жюри — иранским режиссером Мохсеном Махмальбафом и генеральным продюсером фестиваля Алексеем Аграновичем вылетела на курильский остров Итуруп, но не смогла вернуться из-за нелетной погоды. До последних часов перед открытием ситуация оставалась неясной, а член жюри, звезда сериала «Оттепель» Анна Чиповская, на полном серьезе готовилась отдуваться на церемонии в одиночку. Дополнительные сложности с возвращением путешественников создавал тот факт, что 21 августа, в первый день фестиваля, в Южно-Сахалинск прибыл российский премьер Дмитрий Медведев, и аэропорт города был закрыт. Однако случилось чудо — за полтора часа до церемонии членам делегации удалось вернуться.

Что касается самого фестиваля, то он производит феноменальное впечатление.

Те московские гости, которые нашли в себе силы справиться с семичасовой разницей во времени, обнаружили, что, например, на внеконкурсном показе китайского патриотического блокбастера «Взятие тигровой горы» в кинотеатре «Комсомолец» собрался полный зал. Любопытно, что картина гонконгского классика Цуй Харка обращается к той же теме гражданской войны в Китае, что недавно вышедшая в российский прокат «Переправа» другого мастера гонконгского боевика — Джона Ву. Однако если Ву впервые в карьере обратился к жанру масштабной исторической мелодрамы, Харк сделал куда более зрительскую картину в стиле психоделической шпионской сказки, включающую поединки с тигром и ключевого персонажа по имени Танк.

Впрочем, в контексте «Края света» куда больше художественных достоинств фильма поражает готовность жителей Южно-Сахалинска смотреть довольно экзотическое авторское кино. Даже несмотря на бесплатный вход на все сеансы, аналогичные фестивали в столицах обычно собирают куда более скромное количество публики. Город буквально живет фестивалем, и в полной мере это проявилось на церемонии открытия. Прочувствованные вступительные речи Аграновича и программного директора фестиваля Алексея Медведева сорвали едва ли не более громкие овации, чем выход на сцену сидящего в жюри Данилы Козловского.

После церемонии состоялся показ первого конкурсного фильма — китайской картины «Нэчжа», рассказывающей о дружбе двух помешанных на книгах писательницы Сань Мао школьниц.

Здесь тоже был полный зал, а после сеанса зрители отправились в шатер Q&A, чтобы задать вопросы режиссеру Ли Сяофэну. Что же до гостей и участников «Края света», то их ждал выезд на торжественный ужин, где стало понятно, насколько воодушевляюще действует вовлеченность сахалинцев в фестивальную жизнь. В отличие, скажем, от вечеринок сочинского «Кинотавра», где звезды проводят вечера по большей части отдельно от прочей публики, здесь чувствовалась непривычная общность и теплота. Перед сценой, где выступали местные кавер-группы, можно было наблюдать упоенно танцующих кинокритиков, Данилу Козловского и почетного президента фестиваля режиссера Аллу Сурикову.

Наконец, на следующий день состоялось еще одно важное событие — в Музее книги Антона Чехова открылась фотовыставка «Я здесь, потому что», посвященная истории острова. Ключевой частью экспозиции стала видеоинсталляция — длящийся четыре часа рассказ ста нынешних жителей острова о том, как они здесь оказались. Оторваться от этих историй практически невозможно: сидя в небольшом зале, можно легко провести весь день. Однако пока у московской делегации такой возможности нет: на фестивальных площадках уже вовсю идут показы, на каждом из которых даже при небольшом опоздании сложно найти свободные места.