Пенсионный советник

Русское кино: батальные сцены

Фонд кино отчитался в расходах и кассовых успехах за 2012 год и выяснил отношения с Минкультуры, желающим «визировать» его траты в 2013 году

Игорь Карев, Алексей Крижевский 19.12.2012, 18:35
Фонд кино отчитался по расходам и кассовым успехам в 2012 году Алексей Куденко/РИА «Новости»
Фонд кино отчитался по расходам и кассовым успехам в 2012 году

Фонд кино отчитался в расходах и кассовых успехах за 2012 год и выяснил отношения с Минкультуры, желающим «визировать» его траты в 2013 году.

За 2012 календарный год сборы российского кинопроката составят 40,5 млрд рублей, что на 15% больше, чем было в 2011-м, сообщил глава компании Movie Research Олег Иванов на «круглом столе» в РИА «Новости», посвященном государственной поддержке отечественного кинематографа. Иванов отметил, что количество зрителей практически не изменилось: кино посмотрели 172 млн человек, что всего на 1,6% больше, чем годом раньше. Рост же кинотеатральной выручки Иванов объяснил увеличением цены билетов — в среднем она составила 235 рублей, что сравнимо с ценой билета в США.

Российским фильмам удалось остаться на уровне 2011 года — они заработали за 2012 год 5,6 млрд;

это также произошло за счет увеличения стоимости билетов, а вот зрителей отечественного кино стало меньше на 9% (26 млн человек). Доля российского кино в общей выручке составила 13,8% — это также меньше прошлогодних 15,7%.

При этом российские картины впервые не вошли в десятку самых кассовых лент года. Наиболее успешная из отечественных лент, «ДухLess» Романа Прыгунова по одноименной книге Сергея Минаева, находится только на 24-м месте годового рейтинга (сборы — 414,2 млн рублей), а следующий за ним фильм «Джунгли», который, правда, еще находится в прокате, — вообще только 35-й, со сборами в 348 млн рублей. Возглавляют же рейтинг три продолжения известных франшиз — четвертый «Ледниковый период» (1,64 млрд рублей), третий «Мадагаскар» (1,6 млрд) и заключительный фильм «Сумерек» (1,35 млрд).

Показатели российского кино уже стали причиной перемен в государственной политике в отношении поддержки отечественного кинопроизводства:

в начале декабря на совещании в правительстве зампред правительства Владислав Сурков заявил, что киноотрасль не выполнила обещания довести долю выручки российских фильмов до 20%, поэтому схема господдержки кино будет пересмотрена.

Тогда же было объявлено, что на государственную поддержку российского кинематографа в 2013 году выделено 5,2 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей будет распределять Фонд кино, а оставшиеся 2,2 млрд — Министерство культуры. Минкультуры продолжит поддерживать авторское, детское и социально-значимое кино, а также дебюты, а фонд — коммерческие картины. Должна была поменяться и идеология работы фонда: один миллиард рублей из трех положенных он будет раздавать в виде возвращаемого кредита, а оставшиеся два — по-прежнему на безвозвратной основе.

Изменения выглядят небольшими: в 2012 году на господдержку отечественного кино было выделено 5,4 млрд рублей, из которых 1,6 млрд распределялись через Минкультуры, а 3,8 млрд — через Фонд кино.

Большинство средств фонда — 2,25 млрд рублей — в прошлом году было выделено на поддержку 10 компаний-лидеров, в число которых вошли «Централ партнершип», СТВ Сергея Сельянова, «Студия Тритэ» Никиты Михалкова, ЗАО «Дирекция кино» (Первый канал), ООО «Таббак» Тимура Бекмамбетова, «Арт Пикчерс Студия» Федора Бондарчука, «Реал-Дакота» Рената Давлетьярова; лидеров «уплотнили» артхаусные ТПО «Рок» Алексея Учителя, «Коктебель» Романа Борисевича и «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского.

Остальные деньги Фонд кино потратил на социально значимые проекты (920 млн рублей), полнометражную анимацию и анимационные сериалы (152 млн и 166 млн соответственно), проекты совместного производства (169 млн) и на ленты для детей и юношества (42 млн рублей).

Спустя несколько дней после совещания у Суркова министр культуры Владимир Мединский высказался еще жестче. «Работой Фонда кино мы недовольны. Его работа будет изменена и отреформирована. Фонд кино не решил поставленных перед ним задач», — сказал он во время встречи с доверенными лицами президента РФ Владимира Путина.

По словам Мединского, с 2013 года министерство собирается визировать все кинопроекты, средства на которые будет выделять Фонд кино.

И если решение об изменении схемы господдержки было встречено киносообществом с пониманием, то реплика министра выявила серьезные разногласия между двумя институциями, ответственными за распределение денег.

«На «круглом столе» были ключевые продюсеры страны, двое из которых возглавляют продюсерские ассоциации, — рассказал «Газете.Ru» киновед Даниил Дондурей, также принявший участие в «круглом столе». — Все сошлись во мнении, что нужно искать стратегические выходы, понимать реальное положение вещей. Позиция, в которой источников распределения денег два, ими была признана неэффективной, равно как и попытки Минкульта контролировать распределение денег».

Глава Фонда кино Сергей Толстиков напомнил, что в 2009 году, когда принималось решение о государственной поддержке кино через фонд, сложилась такая ситуация, когда «весь бизнес из кино ушел». «Было принято решение сохранить крупные компании — государство решило дать им денег и каким-то образом их организовать», — вспомнил Толстиков во время «круглого стола». Он напомнил, что создание фонда было основано на нескольких тезисах, одним из которых было создание авторитетной структуры, не являющейся органом государственной власти.

«А вторым — упразднение одного из наиболее одиозных рудиментов советского управления культурой, когда бюрократ управляет не только экономикой творческого процесса, но и, по сути, является творцом, генеральным продюсером снятого на бюджетные деньги фильма», — сказал глава Фонда кино.

«Что нам нужно от Министерства культуры? Мы уже два года просим, чтобы была четко сформулирована четкая государственная политика в области кино. Сейчас её нет, а есть набор непонятных, несистемных фраз», — уверен Толстиков.

С ним согласен глава компании Movie Research Олег Иванов:

«Немного тревожит, что, ставя перед Фондом кино определенные задачи, государство до конца не определилось с целями относительно развития кинематографии,

— поделился он с «Газетой.Ru». По его словам, на сегодняшний день есть серьезные сдвиги: так, по заданию Минкультуры разрабатывается «дорожная карта» российского кино.

«Но необходимо понимать, что это только вектор, направление работы, — сказал Иванов. — Всем необходимы четкие задачи и цели, в целом государственная политика в сфере кино. Необходима не только выстроенная стратегия Фонда кино, но и выстроенная стратегия работы Министерства культуры относительно кинематографа. Сегодняшние предложения (Минкульта — Газета.Ru) по квотированию или по выстраиванию тематик, выдернутые из контекста и, не дай бог, внедренные отдельно, действительно могут привести к перекосам».

Последствия таких перекосов ясны Даниилу Дондурею:

«Рынку не прикажешь. Девушки в категории от 14 до 21 года, которые ходят на голливудское кино, принесли в минувшем году кинотеатрам миллиард евро, — прокомментировал он «Газете.Ru», — но они никогда не отдадут этот миллиард патриотическим фильмам, даже если их заставлять смотреть это кино силком».

По его словам, никакие запретительные меры не помогут воздействовать и на кинотеатры. «Попробуйте ввести квотирование, и кинозалы начнут «25 процентов российского кино» показывать в своих туалетах по ночам, — считает киновед. — Попробуйте ввести «тематику» — и никто не будет брать эти фильмы в прокат».

Представители Минкультуры на «круглый стол» не пришли; получить оперативный комментарий в ведомстве также не удалось.

Причиной же конфликта Дондурей видит идеологизацию политики государства в области культуры.

«С начала лета идет курс на идеологизацию. И приход Мединского (на пост министра культуры. – «Газета.Ru») его, скажем так, оформил стилистически, — заметил киновед, — однако встреча показала, что столкнулись два подхода — идеологический и экономический, рынок и идеология».

По его словам, у киносообщества подобные опасения были и после введения новой политики финансирования кинематографа через Фонд кино: «С самого начала идея раздавать деньги считаным лидерам никому не нравилась. Однако Толстиков, став его руководителем, в сложившихся условиях показал себя вполне прозрачным и разумным менеджером, умело лавировал в непростом поле российской культурной политики». По словам эксперта, Фонду кино удалось и поддержать крупных производителей, и облегчить жизнь авторскому кино.

«А сейчас наступило время очень жестких разборок», — заключил Дондурей.