Поездка в Болливуд была одним из пунктов индийского визита президента Дмитрия Медведева, которого мы ждали с особым трепетом. Те, кто постарше вспоминали «Бродягу» и «Месть и закон», прочие шутили про русско-индийский сиквел «Зиты и Гиты». Так или иначе, вопрос о грядущем сотрудничестве бедствующего российского кино и одной из крупнейших мировых кинофабрик беспокоил многих. Тем более что не так давно это сотрудничество уже отчасти возобновилось: общими силами был снят сериал «Индус» (показы в Индии были приурочены к визиту президента) с Маратом Башаровым и Егором Бероевым, составившими компанию Медведеву в составе российской киноделегации.
Прогуливаясь по студии «Яш Радж Филмз», на которой снимался «Индус», актеры попросили Медведева взять их индийскую коллегу актрису Панчи Бора в Москву, на что президент ответил: «Да, можно!» «Но там же холодно!» — посетовали позднее, спохватившиеся актеры.
«Ничего, мы ее согреем», — нашелся президент.
Актрисы на встрече делегаций не было, и, смогла ли она попасть в Москву, «Парку культуры» неизвестно.
Закончив экскурсию, президент провел совещание с индийскими кинематографистами. На встрече наконец зашла речь о совместных проектах, которые будут способствовать возобновлению кинообмена между странами. В частности, возникла идея снять сиквел советско-индийского «Хождения за три моря» — экранизации путевых заметок русского купца из Твери Афанасия Никитина, в XV веке посетившем Индию. «Я обещаю, что роман между нашими фильмами и вашей страной, начавшийся 60 лет назад, будет продолжен», — пообещал в финале встрече сын звезды «Бродяги» Раджа Капура Ранхир.
Роман и в самом деле был страстным, но односторонним.
Популярность к болливудским фильмам в СССР пришла в 1955 году, когда в Москве прошел фестиваль индийского кино, на котором показали «Бродягу». Он и запустил болливудский бум в Союзе. А после взаимных визитов Никиты Хрущева и Джавахарлала Неру между странами завязались тесные дипломатические отношения, обязывавшие в том числе к культурному обмену. Советский Союз размениваться по мелочам не привык и закупил разом 250 картин, найдя удачную прокатную замену продукции капиталистического Запада. В Индии, конечно, тоже показывали советские фильмы — в частности, Эйзенштейна и Пудовкина, но таких, как у нас, очередей за билетами и аншлагов не было и в помине.
Неру даже шутил, что известен в России куда меньше Капура.
После перестройки интерес к индийскому кино постепенно угас и возродился лишь в новом тысячелетии. Владимир Путин посетил с официальным визитом Индию, и 2005-й год был объявлен Годом Индии в России. Конечно, воскрешения болливудского бума не случилось, но по стране прокатились фестивали индийского кино, появился канал «Индия-ТВ», центральные каналы вновь взялись показывать болливудскую классику. Ну и, наконец, российские туристы, опережая президентские инициативы, уже давно снимаются в индийском кино: съемки в здешней массовке уже давно стали привычным способом поддержать финансовое благополучие для прописавшихся в Гоа. Пара часов на площадке обеспечивают средствами для жизни ($10—20) на пару дней. Присмотритесь при случае: среди харизматичных индийских героев второго и третьего плана запросто можно встретить соотечественников.
В 2006 году годовой оборот Болливуда составил около $1,7 млрд. Пусть это лишь половина от той суммы, которую заработала в том же году студия Walt Disney, но рынок кино в Индии растет, и в кинотеатры здесь ежедневно ходят около 14 миллионов человек. Голливуд, кстати, уже давно дружит с Болливудом — после удара экономического кризиса сотрудничество выгодно обеим фабрикам грез. В Лос-Анджелесе снимаются болливудские фильмы (кто не знает Айшварию Рай?), индийским кинематографистам собираются предоставить налоговые льготы, спецэффекты к голливудским блокбастерам делаются на индийских студиях.
Киновед Даниил Дондурей уверен, что визит президента Медведева в Болливуд — жест в первую очередь политического характера:
«Россия ищет разные формы сотрудничества с Индией. А так как интерес к индийскому кино в СССР был огромным, в поиске зон сотрудничества решили опереться на него. Индия производит до 1000 фильмов в год, больше Голливуда, и, естественно, президенту показалось, что лидерство Индии можно попытаться адаптировать к нашим интересам, хотя индийские фильмы и не покупают для проката».