Без Полански, но с «Золотым глазом»

Завершился кинофестиваль в Цюрихе

,
Наталья Куклина
В Цюрихе завершился пятый международный кинофестиваль, отмеченный арестом Романа Полански, неявкой председателя жюри и победой российского фильма.

Фестиваль на этот раз преподнес множество сюрпризов его организаторам. Сначала громкий арест режиссера Полански за изнасилование 30-летней давности, вызвавший бурю протестов, правда, в основном его коллег по цеху (простые швейцарцы, судя по опросам общественного мнения, действия правоохранительных органов поддержали). Реакция же коллег иногда была весьма жесткой — режиссер Ян Кунен (снявший «99 франков» по Бегбедеру) даже отозвал от участия в фестивале свою последнюю картину «Коко Шанель и Игорь Стравинский», которую ждали в Цюрихе как альтернативу недавно вышедшему на экраны скучноватому фильму на ту же тему с Одри Тоту в главной роли. В России, правда, история про Коко и Стравинского в прокате уже с мая этого года, поэтому не повезло только швейцарцам, посадившим Полански.

Впрочем, на этом перипетии фестиваля не закончились.

Также еще в самом начале фестиваля в довесок к демонстрациям протеста по поводу ареста Полански организаторов обрадовали очередной неприятной новостью. Председатель жюри, немецкий актер и режиссер Тиль Швайгер («Достучаться до небес», «Босиком по мостовой», «Красавчик»), приезда которого все ждали с нетерпением, якобы заболел гриппом. «Так он написал в своем объяснительном письме. Ах, бедняга лежит в постели с гриппом, а не с кем-нибудь другим», — съехидничала ведущая церемонии закрытия фестиваля.

Отсутствие Романа Полански и Тиля Швайгера пришлось замещать другими звездами. Швейцарскую столицу порадовал своим появлением другой знаменитый режиссер Терри Гиллиам («Страх и ненависть в Лас-Вегасе, » Бразилия»,«12 обезьян»). Он представил публике свой новый фильм «Воображариум доктора Парнаса», в котором свою последнюю роль сыграл Хит Леджер.

Завершился фестиваль 4 октября показом комедии «Виски с водкой» немецкого режиссера Анреаса Дрезенс.

Церемония закрытия прошла в небольшом уютном кинотеатре «Корсо» на берегу Цюрихского озера в центре города.

На закрытие приехал и легендарный Морган Фриман, получивший специальный приз «За вклад в развитие кинематографа». После 10-минутного ролика с нарезкой всех его ролей ведущая зачем-то сравнила его с Бараком Обамой, с которым актера объединяет разве что цвет кожи. Зал стоя аплодировал, и было заметно, что актер, одетый в ярко-бардовый с блестками пиджак, чувствует себя неловко, то ли от сравнения с Обамой, то ли от неутихающих аплодисментов. Фриман смущенно поблагодарил за приз, добавив, что предпочитает сидеть в зале и аплодировать, а не стоять на сцене. После чего грустно отметил, что люди смотрят фильмы и «хотят одновременно и хеппи-энда, и правдивую историю, только вот в правдивой истории хеппи-энда быть не может».

Но главным приятным сюрпризом заключительного вечера кинофестиваля стало оглашение результатов.

Приятным в первую очередь для России, потому что неожиданно картина русского режиссера Василия Сигарева «Волчок» взяла «Золотой глаз» за лучший иностранный фильм.

Жюри фестиваля отметило «выдающуюся игру исполнительницы главной роли (жены режиссера Яны Трояновой) и новаторское использование киноязыка».

Дебютный фильм театрального режиссера уже отметили Гран-при и множеством наград на «Кинотавре» в Сочи, но никто не ожидал, что искушенное европейское жюри посчитает этот фильм лучшим в довольно сильной программе из 13 претендентов, среди которых, к примеру, был испанский «Гигант», получивший в этом году «Серебряного медведя» на Берлинале.

Куратор международной программы фестиваля и редактор немецкого киножурнала «Шнит» Николай Никитин, который как раз и выбрал картину Cигарева для участия в фестивале из многих других, отметил: «Наконец-то европейские зрители имеют возможность увидеть реальную жизнь в современной России».

Жизнь простых людей за пределами Садового кольца, а не только фильмы Сокурова и Михалкова на исторические либо военные темы.

Впрочем, сам режиссер, отвечая на вопросы зрителей, заявил, что вовсе не хотел снимать фильм о жизни в России, а, наоборот, хотел «абстрагироваться от места действия и показать историю, которая могла случиться где угодно». «Это история об иррациональной любви дочери к своей маме, которая не исчезает, несмотря ни на что. В наши дни люди перестают любить и за меньшие проступки», — рассказал Сигарев. В заключение своей короткой речи Сигарев поблагодарил жюри за хороший выбор, причем сделал он это без особых эмоций, как будто никакого другого решения он и не ожидал. Возможно, все дело в его кредо, которое он озвучил тогда же: «Вы снимаете кино — и это уже счастье, наслаждайтесь этим».