Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

А Германа (Алексея) все нет

Фильм «Праздник», обещала патриотическая общественность, сорвет все предохранители со священной памяти о войне и блокаде, обрушит нравственные сваи, устои и скрепы. Тревога и истерия оказались ложными, это просто такой приобретенных рефлекс у записных патриотов – реагировать на определенные слова стандартным образом: «черная комедия о ленинградской блокаде» — да как посмели…

Не очень черная, не очень комедия, не то чтобы о блокаде. Попытка комедии положений, рассудочно профессиональная. В сущности – типические герои в типических обстоятельствах. Единство времени и места. Одноактная пьеса в сепии. Ну, не «Семейный портрет в интерьере». Не Чехов. Точнее, попытка Чехова для бедных. Бедных патриотов, защищающих святыни, которые они сами опошлили их упрощением. Чехов для бедных – бедных защитников фильма, которые увидели в нем лишь противопоставление богатых и избранных униженным и оскорбленным. Если и был такой посыл у режиссера и автора сценария Алексея Красовского, то его можно поздравить: получилось тоньше. Но не настолько, чтобы поднимать такой шум вокруг этой ленты.

Даже время и место у Красовского условны. Потому что в то время и в том месте, о которых вроде бы снят фильм, люди так не говорили и так не выглядели. И в этом смысле Красовский – да, не Алексей Герман. И не «Мой друг Иван Лапшин» это, и не «Хрусталев, машину!»

Полночь близится в течение всего действия фильма, а Германа (Алексея) все нет. Вот уж если бы он взялся оскорблять «святыни» наших охранителей, то сделал бы это наотмашь. Впрочем, одну святыню – Сталина – он уже смешал с больничными выделениями в «Хрусталеве, машину!» Так, что Армандо Ианнуччи в его несколько приглуповатой «Смерти Сталина» и не снилось.

Впрочем, Красовский не обязан быть серьезным. Это кино. А оно, как и поэзия, иной раз должно быть и глуповатым, и простоватым. Причем нарочито и намеренно. Кино об условном времени и условных героях – как-то даже гипертрофированно типических в типических обстоятельствах, чуть ли не на уровне commedia dell'arte, с масками, которые от лица не оторвать. Здесь есть все – от Панталоне, недотепистого интеллигента-микробиолога со спецпайком, и отсутствующей (потому что арестована) служанки Коломбины до Il giovane amoroso, юного влюбленного.

В этом фильме, чтобы знать, где смеяться, иной раз нужен закадровый смех – но актеры сами же эти места обозначают, снимая пафос и серьезность, возможно, поэтому кто-то и пустил дурацкое определение «черная комедия». Актеры старшие по возрасту хороши, иногда чудо как хороши, те, кто помоложе – не очень, и совсем неубедительны девушки: из них такие же фемины 1940-х годов, как из, допустим, Анны Чиповской в сериале «Оттепель» — девица 1960-х. Им самое место в каком-нибудь кино о современных светских львицах. Художнику по костюмам стоило хотя бы снять с юной блокадницы, греющейся у печки, колготки из десятых годов XXI века.

И при этом ну никак не получается оскорбления памяти и чувств. Нормальное кино, без полностью положительных и отрицательных героев. Снято по всем правилам ремесла. Без политических месседжей. И даже – еще раз! – без упрощений.

Да, общество советское было сословным. И в войну это действительно проявилось с особой силой, потому что в то время неравенство было виднее и больнее. Пайки разных категорий – неотъемлемая родовая черта советской системы. В эвакуации в Ташкенте одышливый Алексей Толстой тяжело поднимался по лестнице в клетушку к Анне Ахматовой и холуй тащил за ним корзину с продуктами для той, которая «научила женщин говорить». У нее-то не было пайка, как и у повесившейся незадолго до этого в Елабуге Марины Цветаевой, у Толстого, естественно, был. На то он и граф, тем более, «красный». Ахматова немедленно раздавала дефицитные продукты своим соседям.

Тролли, набежавшие в первые же часы демонстрации «Праздника» в ютьюбе, перестарались: так бывает всегда, когда заказ выполняется с тупым упорством. Верный признак атаки троллей: число дислайков должно превысить количество лайков либо почти сравняться с ними.

Чего боялись те, кто спускал троллей с поводка? Того, что номенклатурную семью начнут ассоциировать с ними? Так это и без рекламы фильма, невольно образовавшейся после его запрета, было понятно.

Семья в кино только оказалась не номенклатурной, а всего лишь частью того сословия, которое функционально относилось скорее к разряду комфортабельной шарашки с высокими рисками посадки.

Секреты же были такого уровня, что даже их утечка никому не нужна – замечательный ответ нашим оживившимся в последнее время шпиономанам. Фейковый фронтовик без трех пальцев на ноге, изумительно сыгранный Тимофеем Трибунцевым, — тоже ведь типический антигерой того (да и любого, нашего тоже!) времени.

Охранители выставили охрану не у того памятника и не по тому поводу. Промахнулись, высекли сами себя. Сделали рекламу своим воображаемым оппонентам. Не сам фильм, а реакция на него многое говорит о штампованности мозгов тех, кто даже не рождает мифы, а отчаянно их обороняет, из последних сил демонстрируя свою лояльность мифотворцам.

Ленинградскую блокаду в официальном «историческом» дискурсе довели до уровня плаката. Именно это упрощение и национализация трактовок, а не попытки профессиональных историков вести разговор о нюансах или фильмы, пусть и не слишком впечатляющие, но говорящие об очевидном, оскорбляют память о блокаде, как и о множестве других исторических сюжетов.

Два запрещенных фильма подряд – «Смерть Сталина» и «Праздник» — маркируют те зоны, которые важны для охранителей и наиболее для них болезненны. Все они связаны с историей. И что же – сами цензоры ассоциируют себя с героями и антигероями этих лент? Сталин и его круг – это исторические псевдонимы сегодняшних начальников? Пайки – это исторический синоним их незаработанного сегодняшнего богатства?

Если запрещают, то получается именно так.

Новости и материалы
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер»
Российские войска улучшили положение на Южно-Донецком направлении
Партия Шольца выросла в рейтинге политических сил Германии
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Трамп пообещал разрешить украинский конфликт в случае победы на выборах
Сирия отразила воздушную атаку на Дамаск
Все новости