Китайцы возьмут Казань

В марте объявят конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали Москва — Казань

В марте власти объявят конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Стоимость проектных работ — 20,5 млрд руб., 5 млрд уже в этом году пойдут из ФНБ. Под вопросом остается окупаемость магистрали. Но РЖД намерена дотянуть скоростную ветку до Китая, связав Европу и Азию новым «шелковым путем».

РЖД объявит конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Казань до 16 марта 2015 года, заявил в пятницу первый вице-президент компании Александр Мишарин, добавив, что эта инициатива одобрена премьером.

На проектирование только в этом году будет выделено 6 млрд руб. «Там будет один миллиард за счет средств РЖД», — уточнил Мишарин в интервью ТАСС. Остальные 5 млрд будут выделены из Фонда национального благосостояния.

Окончание проектно-изыскательских работ планируется в сентябре 2016 года. На это потребуется еще 14,5 млрд руб. Итого проектирование обойдется в 20,5 млрд руб.

Сам проект РЖД сначала оценивала в 1,5 трлн руб., и предполагалось, что высокоскоростная ветка дотянется до Екатеринбурга. Но позднее смета была снижена до 1,068 трлн руб. и ограничилась конечным пунктом в Казани (протяженность ветки — 770 км, время в пути – 3,5 часа).

Власти с 2012 года обсуждают возможность строительства ВСМ. Принципиальное одобрение проекта было дано на уровне президента. Но камнем преткновения стало финансово-экономическое обоснование столь масштабного проекта. В ноябре 2013 года Кремль решил, что строить магистраль за счет средств ФНБ нерационально.

<5>Владимир Путин поручил тщательнее проработать источники финансирования ВСМ. Многие расценили это как отказ от «стройки века». Но как позднее пояснил первый вице-премьер Игорь Шувалов, уточнение источников не означает закрытия проекта. «Когда будет точно понятно, сколько такой проект стоит, в какие сроки денежные средства могут возвратиться — поскольку все средства фонда должны быть возвратными, — только после этого мы будем возвращаться к необходимости финансирования этого проекта», — сказал Шувалов.

На отсутствие средств в бюджете на строительство мегапроекта ссылался и премьер Дмитрий Медведев. «Реализуем, когда будет много денег», — отзывался Медведев о проекте.

Как «рискованный» оценивал проект ВСМ министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Он исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые мне неочевидны», — говорил Улюкаев на «деловом завтраке» Сбербанка во время инвестфорума в Сочи.

В январе этого года Минэкономразвития дало положительное стратегическое заключение по проекту. Но денег на проектирование РЖД так и не получила. При этом глава МЭР Алексей Улюкаев настоял на том, что РЖД должна участвовать в финансировании хотя бы в части подготовки проекта «примерно пополам»: по 3 млрд руб. от РЖД и от государства, из Фонда национального благосостояния.

Президент РЖД Владимир Якунин пригрозил вообще свернуть проект, если государство не выделит обещанных на проектирование средств в первом квартале. Он мотивировал это тем, что в противном случае под угрозой окажутся сроки реализации проекта. В итоге вклад РЖД в проект снизился в этом году до 1 млрд, а вклад государства поднялся до 5 млрд руб.

«Правительством одобрен общий объем финансирования проектно-изыскательских работ на 2015 год в размере 6 млрд руб., при этом источники формирования данной суммы еще уточняются», — сообщили «Газете.Ru» в пятницу в Минэкономразвития.

Затраты на проектно-изыскательские работы в размере 2% от полной сметы (20,5 млрд от 1 трлн руб.) в принципе приемлемы, считает Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитика». Тем более что у властей и экспертного сообщества остаются сомнения в целесообразности реализации этого проекта.

Желательно, чтобы в конкурсе на получение подряда по проекту принимали участие не только российские, но и западные компании. «Придется потратить на проектирование немалую сумму, но любой другой способ расчета целесообразности проекта – это просто тыканье пальцем в небо», — говорит Бурмистров.

Кроме больших расходов на реализацию проекта слабым местом остается возможность окупить вложенный триллион. В отсутствие проекта говорить о его окупаемости преждевременно, считает Бурмистров. В Минэкономразвития утверждают, что ВСМ должна быть окупаемой.

«Согласно текущей финансовой модели окупаемость проекта планируется. Расчеты подготавливались ОАО «РЖД» совместно с внешними консультантами и Центром стратегических разработок», — уточняют в Минэкономразвития.

Рентабельность проекта может составить в лучшем случае 5%, как в той же Европе.

Строительство ветки Москва – Казань — типичный «белый слон», на бизнес-сленге — это что-то большое, красивое и бессмысленное, предупреждала в интервью «Газете.Ru» старший экономист Royal Bank of Scotland Татьяна Орлова.

«Например, строительство к саммиту моста на остров Русский, на котором ничего нет. Это и есть «белый слон». А вложили в него миллиард долларов. Другие инфраструктурные проекты, которые сейчас на слуху, тоже вызывают большие сомнения. Ну, откройте скоростное сообщение Москва – Казань. Что изменится в экономике этого региона?» — недоумевает Орлова. Эксперт категорически против распечатывания Резервного фонда на инфраструктурные проекты при малейшем сомнении в возвратности вложений.

РЖД рассчитывает, что ветка Москва – Казань будет запущена к чемпионату мира по футболу в июне-июле 2018 года. «Скоростная магистраль в этом случае станет важнейшим элементом транспортного обеспечения чемпионата мира по футболу, свяжет три города проведения матчей — Москву, Нижний Новгород и Казань», — говорил один из лоббистов ВСМ глава Татарстана Рустам Минниханов.

Согласно текущей версии финансовой модели проекта, начало строительства ВСМ предполагается в 2016 году, пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Но это означает, что скоростную ветку за такой срок построить к ЧМ-2018 нереально.

«Запланированный срок строительства – пять лет. При условии достаточности финансирования. Хорошо, если в 2018 году хотя бы начнут класть рельсы», — говорит Михаил Бурмистров. Эксперт напоминает, что все предварительные расчеты по проекту были проведены до того, как экономика России вступила в очередной кризис, до обвала рубля и резкого повышения ключевой ставки ЦБ.

Кризису вопреки РЖД планирует вписать магистраль Москва – Казань в транснациональный проект «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. По словам Мишарина, китайская сторона сохраняет намерения по инвестированию в проект 400 млрд руб. Китайское руководство выдвинуло концепцию «Шелкового пути» в 2013 году. Проект позволит укрепить роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона как нового мирового экономического центра, уверены лоббисты этого проекта. Правда, до сих пор не понятно, где проложат маршрут: через Алтай или через Казахстан.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть