Игра в ассоциацию

Порошенко обещает подписать экономическую часть соглашения об ассоциации Украины и ЕС до 27 июня

Ольга Адамчук 08.06.2014, 11:44
Reuters

Киев подпишет экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом до 27 июня. В этом случае Россия может принять ряд ограничительных мер в области торговли с Украиной, пообещал Путин. В результате могут пострадать высокотехнологичные отрасли экономики республики, прежде всего машиностроение, утверждают эксперты.

Вступивший в субботу в должность президента Украины Петр Порошенко заявил, что все-таки готов подписать соглашение об экономической ассоциации с Европейским союзом, как только Брюссель примет соответствующее решение. «Мы должны это сделать не позднее 27 июня этого года», — отметил он.

«Полноценная экономическая интеграция и политическая ассоциация с ЕС — это уже не мечты, а повестка дня на ближайшие годы», — добавил Порошенко.

О том, что Евросоюз подпишет оставшуюся экономическую часть соглашения об ассоциации с Украиной до 27 июня, на днях также сообщил председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. «Что касается Украины, мы уже подписали политические главы соглашения об ассоциации 21 марта. Оставшиеся части мы подпишем самое позднее 27 июня этого года», — сказал Ромпей.

В пятницу Владимир Путин заявил, что Россия готовится принять ограничительные меры в отношении Украины в том случае, если Украина подпишет договор об экономической ассоциации с Европейским союзом. «Мы вынуждены будем перейти не к каким-то санкциям, хочу это подчеркнуть, а перейти на обыкновенные международные практики использования режима страны наибольшего благоприятствования в торговле», — сообщил Владимир Путин.

Танцы в экономической ассоциации

Экономическая часть соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза — весьма противоречивый документ. В президентство Виктора Януковича Брюссель настаивал, чтобы международный договор был подписан полностью, с его политической и экономической частями. Осенью 2013 года премьер-министр страны Николай Азаров заявлял, что ассоциация с ЕС для Украины станет затратным мероприятием: только на внедрение технологических стандартов Евросоюза Киев должен будет потратить от €100 млрд до €160 млрд в течение десяти лет.

Именно отказ от утверждения договора правительством Азарова в конце прошлого года запустил уличные протесты в столице Украины, которые завершились сменой власти. Большинство политических сил, стоявших во главе протеста, называли подписание соглашения в качестве одной из основных целей устранения режима Януковича.

После смены власти в Киеве Брюссель стал более лояльным и разрешил разделить части соглашения. ЕС согласился ввести в одностороннем порядке один из принципиальных пунктов экономической ассоциации — положение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ). Данное решение, которое привело к обнулению пошлин на 98% украинских товаров, вступило в силу 15 мая. Президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявлял, что эта мера даст Киеву «выгоду €500 млн в год».

Правда, в любом случае года европейцы украинцам не дали — одностороннее снижение пошлин действует лишь до 1 ноября, то есть около полугода. Если до этого времени подписать экономическую часть не удается, то пошлины возвращаются, а положение соглашения об ассоциации в части глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли не вступает в силу.

Однако явно ощущалось, что киевские политики недовольны той скоропалительностью в принятии решения, которую от них требовали европейские коллеги. «Мы отложили пока подписание экономического раздела этого документа, принимая во внимание переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов», — говорил в марте Яценюк. По данным американского издания The Wall Street Journal, в конце мая только что избранный президент Порошенко просил брюссельских чиновников отложить подписание экономического блока соглашения.

Несмотря на то что потом эти политики, по сути, отказались от своих слов — Яценюк заявил, что первая подпись нового президента должна появиться под экономической частью международного договора, а Порошенко поставил все точки над «i», отметив, что Украина подпишет соглашение до 27 июня, — осадок остался.

Ведь непонятно, какие структурные реформы можно осуществить за полгода и куда делись «переживания и опасения».

Зона зоне рознь

Россия уже неоднократно говорила, что создание полноценной ЗСТ Украины с Евросоюзом при существовании зоны свободной торговли Украины и России не останется без ответа со стороны Москвы. Еще осенью 2013 года, когда Киев собирался подписывать соглашение об ассоциации, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предупреждал прежние власти страны: «На этот случай предусмотрен целый ряд решений, в том числе решений, связанных с договором о создании зоны свободной торговли СНГ, так называемым шестым протоколом, включая введение соответствующих защитных механизмов, которые находятся в полном соответствии с правилами Всемирной торговой организации». Теперь же Путин лишь повторяет прошлогоднюю риторику.

По мнению главного экономиста Deutsche Bank в России Ярослава Лисоволика, последствием решения об экономической ассоциации Украины и ЕС станет принятие симметричных мер российской стороной: возведение таможенных барьеров, а также реализация стратегии импортозамещения, которая уже была названа одним из ориентиров экономической политики ранее.

Если Россия в такой ситуации не будет защищать свои интересы и предпринимать ответных мер, то товары из Европы свободно хлынут в СНГ и попадут на российский рынок в обход тех таможенных тарифных режимов, которые существуют между Россией и ЕС. Поэтому Москве необходимо двигаться в сторону повышения таможенной защиты и введения оградительных мер с целью защиты своих производителей. В этом отношении позиция России остается прежней — логичной и предсказуемой, соглашается ведущий научный сотрудник межкафедральной лаборатории финансово-экономических исследований ФФБД РАНХиГС Сергей Улюкаев.

Конфетостроение Порошенко

Заградительные меры со стороны Москвы могут серьезно повлиять на экономику Украины, прежде всего на высокотехнологичные отрасли производства, считают эксперты. На данный момент Москва является главным торговым партнером Киева. В 2013 году на Россию приходилось 23,8% (или $15,1 млрд) всего экспорта республики, на страны Таможенного союза — 30,3% (или $19,2 млрд), а на все страны Европейского союза — 26,5% ($16,8 млрд). Основные статьи экспорта в ЕС — это металлы, минеральное сырье (уголь, кокс, железорудные концентраты, строительные природные материалы) и сельхозпродукция. На данную товарную номенклатуру приходится более 60% экспорта страны в Европейский союз. На российский рынок Украина поставляет металлы, а также товары с высокой добавленной стоимостью, прежде всего продукцию машиностроения (почти половина всех поставок украинского машиностроения на зарубежные рынки).

Многие высокотехнологичные отрасли Украины, прежде всего машиностроение, увязаны с кооперацией с Россией, подтверждает Улюкаев.

К примеру, совместные усилия нужны для создания самолетов КБ Антонова. Цикл производства таких машин очень длинный: за время производства самолет и его детали несколько раз пересекают границу России и Украины. «Машиностроение — это экономическое основополагающее в реальном секторе экономики, ее фундамент. Если кооперации не будет, то многие предприятия Украины перестанут существовать: на внутреннем рынке Украины нет спроса на двигателестроение, а переориентация на европейский рынок потребует много усилий и вряд ли состоится, там высокая конкуренция», — уверен Улюкаев. При введении заградительных мер со стороны Москвы высокотехнологичные производства пострадают в первую очередь.

Впрочем, некоторые отрасли, наоборот, получат от интеграции с ЕС выгоду, поэтому политические и экономические элиты, связанные с ними, активно лоббируют «поворот на Запад», отмечает эксперт. Например, угольно-металлургическая продукция в большинстве своем (до 80%) экспортируется в Европу.

Переориентировать экспорт кондитерских изделий с российского рынка на европейский гораздо проще, чем, например, поставки самолетных и вертолетных двигателей.

К тому же большинство головных предприятий украинских компаний уже зарегистрированы на территории Европейского союза, в частности в кипрских офшорах.

«Я думаю, что подписание экономической части ассоциации с Европейским союзом — это пакетное решение. Вектор Украины в последние годы явно направлен на Запад. Впрочем, движение в сторону европейской демократии понятно, но с экономической точки зрения, скорее, ошибочно», — говорит Улюкаев.