Groupon обошелся без скидок

Сайт скидок Groupon провел крупнейшее IPO среди интернет-компаний с момента размещения поисковика Google

Дарья Исполнова 04.11.2011, 16:39
diloz/flickr.com (CC BY 2.0)

Скидочный онлайн-сервис Groupon провел IPO и привлек $700 млн — на треть больше, чем ожидалось. Но в целом компания переоценена и ее бумаги представляют интерес в первую очередь для спекулянтов, отмечают участники рынка.

Продавец скидок разместил на $35 млн бумаг по $20 за каждую и привлек $700 млн, на 30% больше прогноза. Торги акциями Groupon начнутся в 17.30 по мск на NASDAQ. Спрос на акции оказался настолько высоким, что Groupon закрыл прием заявок в рамках IPO на день раньше, чем планировалось, то есть 2 ноября. В итоге вся компания, исходя из параметров IPO, оценена в $12,7 млрд. Free-float после размещения составил 5,48%.

Ранее компания надеялась разместить 30 млн обыкновенных акций класса А на сумму $480—540 млн ($16–18 за акцию). Таким образом, free float составил бы только 4,7%.

Еще в марте 2011 года источники сообщали о предварительной оценке Groupon в $25 млрд. Но в сентябре менеджмент Groupon принял решение отложить публичное размещение из-за нестабильности на финансовом рынке, вызванной долговым кризисом в Европе. На решение о переносе IPO повлияла и комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC): ведомство предъявляло претензии к бухгалтерской отчетности компании, которая «несколько преувеличила показатели».

Теперь одним из ключевых вопросов для инвесторов остается перспектива выхода интернет-корпорации в прибыль: за первые 9 месяцев 2011 года Groupon понес убытки на $214 млн. За прошлый год потери составили $390 млн.

Эксперты считают, что компания переоценена. «Стоимость Groupon в $12,7 млрд завышена, — говорит руководитель хедж-фонда фирмы Capital Management Роб Ромеро. — При таких объемах размещений просто цены не совсем адекватно отражают реальность».

По мнению многих экспертов, инвесторы не задержатся в бумагах Groupon. «Эти бумаги интересны только спекулянтам. Лично я не хочу держать их долгое время», — рассуждает основатель компании IPOX Schuster Йозеф Шустер.

Groupon предоставляет пользователям возможность приобрести скидочные купоны на товары и услуги. Компания работает в 35 странах мира. Число зарегистрированных пользователей Groupon — почти 143 миллиона, этот показатель увеличился по сравнению с концом 2010 года в семь раз.

В августе прошлого года Groupon Inc. вышла на российский рынок, приобретя российский аналог Groupon — компанию Darberry. В декабре 2010 года сервис отклонил предложение о покупке за $6 млрд, сделанное интернет-гигантом Google.

Крупнейшими акционерами Groupon являются основатели компании Эрик Лефковски, которому по итогам IPO будет принадлежать 28,1% акций, Эндрю Мэйсон (19,8%) и Брэдли Кивелл (10,2%). Среди инвесторов Groupon российская Mail.ru Group и фонд DST Global Алишера Усманова и Юрия Мильнера. По итогам IPO и конвертации Mail.ru будет принадлежать около 5,9% капитала, DST Global — примерно 1%. Mail.ru Group рассматривает возможность продать свой пакет Groupon после выхода компании на биржу при условии, что за ее акции будет дана хорошая цена, говорил гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин.