Разведывательный комитет Сената США пригласил представителей компаний Facebook, Google и Twitter для дачи показаний по делу о вмешательстве России в исход президентских выборов 2016 года. Слушание запланировано на 1 ноября, сообщил источник изданию Recode.
Топ-менеджеры IT-гигантов должны будут ответить на неудобные вопросы касательно того, как размещение рекламы и недостоверных новостей в социальных сетях повлияли на выборы в США. Кроме того, компании расскажут о том, какие меры были предприняты, чтобы остановить поток «фейк ньюс», обрушившийся на американских избирателей.
Эта встреча была организована с целью «лучшего понимания того, как именно Россия использовала онлайн-инструменты и платформы, чтобы посеять раздор и повлиять на наши выборы».
По данным Reuters, представители Facebook и Google подтвердили получения приглашения, но не ответили, планируют ли они посетить слушание. Twitter не успел предоставить оперативный комментарий.
За рекламу заплатили тролли
Расследование касательно вмешательства Кремля в исход президентских выборов в Америке ведется с момента избрания Дональда Трампа на высокий пост. При этом Россия отрицает свою причастность, а Штаты так и не могут найти неопровержимые доказательства того, что выборы были нечестными.
В начале сентября 2017 года Facebook заявила о том, что некая российская фирма, создавшая огромное количество ботов и фейковых аккаунтов внутри социальной сети, купила рекламные объявления общей стоимостью $100 тыс.
Сообщается, что покупателем является так называемая «фабрика троллей» в Ольгинке, которая считается основным инструментом российской пропаганды.
По данным Facebook, рекламная кампания стартовала еще летом 2015 года.
Некоторые из объявлений касались напрямую кандидатов в президенты Дональда Трампа и Хилари Клинтон, а другие затрагивали такие спорные темы как расовые предрассудки и права ЛГБТ-меньшинств. Такая тактика, по мнению источника, также использовалась и в Twitter — с помощью специальных тем Кремль пытался создать противоборствующие лагеря внутри американского народа, чтобы «разрушить веру в демократию».
В общей сложности Facebook обнаружил около 3 тыс. подозрительных рекламных объявлений в период с июня 2015 по май 2017 года. По словам начальника службы безопасности Facebook Алекса Стамоса, эта реклама была привязана к 470 фейковым аккаунтам, которые «были связаны друг с другом и, скорее всего, велись с территории России».
Обнаружение этих объявлений вынудило главу Facebook Марка Цукерберга изменить свое мнение о том, что его социальная сеть имела влияние на президентские выборы. Буквально через пару дней после оглашения результатов он назвал «бредом» сообщения о том, что Facebook каким-то образом помог Трампу одержать победу.
В своей публикации от 28 сентября Цукерберг заявил о том, что сожалеет о своих словах.
«Это было сказано пренебрежительно, и я об этом сожалею», — сообщил создатель Facebook.
Избранный президент США Дональд Трамп не впечатлился находками Facebook, о чем сразу по традиции сообщил в своем твиттере. «Надувательство вокруг России продолжается, теперь ее реклама на Facebook. А что насчет полностью пристрастного и лживого освещения [президентской кампании] в СМИ в пользу Бесчестной Хиллари?», — поинтересовался глава государства.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Кремль не знает заказчиков этой рекламы. «Мы не знаем, кто и как размещает рекламу в фейсбуке, и никогда этим не занимались, и никогда российская сторона не была к этому причастна», — сообщил Песков.
Сенат ждет оправданий
Помимо Facebook разведывательный комитет Сената ждет у себя и представителей платформы Twitter, на просторах которой также были обнаружены следы российской пропаганды.
Благодаря ботнетам, объединяющим сотни тысяч поддельных аккаунтов, в твиттере развернулась полномасштабная кампания по автоматической рассылке сообщений, содержащих в себе фейковые новости и статьи, выставляющие Хилари Клинтон в негативном свете.
В отличие от Facebook, в Twitter необязательно регистрироваться под своим настоящим именем.
Кроме того, автоматическая рассылка поощряется руководством компании, которое считает ее эффективным инструментом для общения с клиентами.
Компания заявила о том, что она не осведомлена об использовании своей платформы русскими в рамках информационной войны. Тем не менее, сенатский комитет ждет от Twitter отчета о том, что было сделано для прекращения деятельности ботов, а также больше данных о самих ботнетах — включая их охват, влияние и точки, из которых осуществлялось управление.