9 декабря 2016

 $62.29€65.66

18+

Онлайн-трансляции
Свернуть









«Не ожидал, что в России «Формула-1» соберет столько людей»

Гонщик «Формулы-1» Валттери Боттас о российских болельщиках и финском автоспорте

Фотография: williamsf1.com

Во время Гран-при России «Газета.Ru» встретилась с пилотом команды «Вильямс» Валттери Боттасом и расспросила его о том, в какую погоду легче управлять болидом, почему маленькая Финляндия производит больше успешных гонщиков экстра-класса, чем огромная Россия, и что он думает о стереотипах в отношении наших северных соседей.

Финский человек часто успешно реализует себя в России, и наоборот. Можно вспомнить российского художника Илью Репина, во второй половине жизни нашедшего счастье с уроженкой Хельсинки и после революции 1917 года жившего на финской территории в своих «Пенатах». Уже в наше время в России состоялась уникальная актерская карьера финна Вилле Хаапасало.

Вот и для пилота команды «Вильямс» Валттери Боттаса Сочи оказался удачным местом. Он был на подиуме первого Гран-при России в прошлом году. И должен был попасть в призы и в этом, если бы соотечественник Кими Райкконен не выбил его с трассы на последнем круге дистанции.

Трасса в Сочи Боттасу нравится, особенно первый сектор с его длинной прямой. К тому же она подходит болидам «Вильямса» по техническим характеристикам. С введением нового технического регламента дела у славной, но переживавшей в начале 2010-х непростые времена команды пошли в гору, и многие успехи связаны как раз с именем 26-летнего финна.

— В прошлом году я впервые побывал в России на гонках и, честно говоря, был прилично удивлен тем, как много людей пришло посмотреть на «Формулу-1», — признался Боттас в Сочи. — Я не ожидал увидеть такое количество зрителей. В этом году было то же самое. И это здорово.

— В следующем году Гран-при России пройдет в мае. Что думаете по этому поводу?
— А погода будет более жаркой?

— Градусов 25 тепла.
— Это ОК.

— В этом году было чуть прохладнее. И чуть прохладнее, чем в прошлом. Это лучше для пилотов и для гонок? Скорости в этот раз были выше: рекорд трассы побили практически сразу.
— Думаю, дело в первую очередь в том, что в этом году машины у большинства команд лучше и быстрее. Хотя когда прохладнее, машины едут чуть быстрее. Чем жарче, тем меньше кислорода и тем меньше сила двигателей внутреннего сгорания. Да и прижимная сила меньше.

— Следующий сезон будет более долгим, с большим количеством этапов и начнется раньше. Как вы к этому относитесь?
— Лично мне кажется, это хорошо. Пилотам всегда хочется гоняться как можно больше. К тому же нас ждет несколько новых мест, например Баку с новой трассой. Жду с нетерпением.

— Но это одновременно означает больше долгих переездов и другие неудобства.
— Я не обращаю на это внимание. Для меня гонки — это то, что я люблю. И чем больше возможностей сесть на руль болида, тем лучше. Все остальное не имеет значения.

Экстремальные условия — отдельная тема для Королевских гонок. Встреча Вальттери с журналистами была организована спонсором «Вильямса» Rexona Men. Не так давно бренд запустил мужскую линию антиперспирантов с «умной» формулой MotionSense — множеством микрокапсул свежести, которые раскрываются при каждом движении. Партнер Боттаса Фелипе Масса по этому поводу очень кстати подметил, что нет лучшего места для тестирования дезодорантов, чем «Формула-1» с ее стрессами, адреналином и температурой в кокпите, которая на порой достигает 55°C. Но если вы когда-нибудь разговаривала с пилотами о гонках и видели их глаза в этот момент, то понимаете, что такие вещи их не остановят.

В команде Боттаса описывают как «очень приятного парня» и рассказывают, как интересно они дополняют друг друга с эмоциональным бразильцем Массой. Валттери — сдержанный и немногословный, с хрестоматийным северным темпераментом. Ответы дает предельно четкие и конкретные, безо всякой поэтики. Его Instagram — почти целиком про гонки. В подписях — сухая констатация фактов: потренировались, была хорошая погода для заездов, была плохая погода для заездов, попробовали шины для дождя. Сравните, например, с норвежскими лыжниками и биатлонистами — небо и земля.

Точно таким же был его кумир детства Мика Хаккинен. Про «летающего финна» тоже говорили: он предпочитает не слова, а дела. Для современного спортсмена это может показаться анахронизмом: сегодня быть шоуменом для успешной карьеры подчас не менее важно, чем собственно показывать заметные результаты. Но в случае с финнами это, похоже, по-прежнему работают.

Такую же репутацию имеет 36-летний Райкконен. Впрочем, о всех них говорят, что этот имидж, скорее, для широкой публики, незнакомых людей и прочих журналистов. А в узком кругу они совсем другие: веселые и компанейские.

Как вышло, что небольшая Финляндия поставила в «Формулу-1» больше пилотов (и сейчас, и вообще), чем большая Россия? Подняли этот вопрос и в Сочи.

— Во-первых, у нас есть история как в автогонках в принципе, так и в «Формуле-1», — размышляет Валттери. — Например, когда я был маленьким, то смотрел по телевизору, как выступает Мика Хаккинен. Во-вторых, у нас на очень высоком уровне находится детский картинг. Например, когда мне было восемь, уровень соревнований в этой возрастной категории уже был очень высоким. Так что приходилось уже тогда очень упорно работать над собой и совершенствоваться.

Насчет каких-то особых черт нашего характера, не знаю. Мне трудно сказать.

— Как насчет того, что финны очень бесстрашные? Мне не раз приходилось такое слышать.
— Даже не знаю, что на это ответить.

— Например, такие происшествия, как авария Карлоса Сайнса, выбивают вас из колеи?
— Нет. Все, о чем тебе нужно думать в нашей работе, — это как улучшать свое время на круге. Только это имеет значение.

Возможно, Валттери скромничает. Но многие уверены, что дело действительно в особых чертах характера, воспитанных климатом и лютеранством. Интроверты и единоличники, они привыкли бороться только с собой и умеют сосредотачиваться на главном.

Плюс развитая инфраструктура, которой активно пользуются, несмотря на то что это удовольствие не из дешевых. И популярность автоспорта во всех его проявлениях.

На эту тему есть любопытный анекдот. Задание: нарисуйте флаги трех страх — Дании, Швеции и Финляндии. Финн два первых закрасит правильно, а вместо своего нарисует клетчатый — как на финише автогонок.

Гонщиков в Финляндии любят. Своим там считают даже наполовину финна Нико Росберга. Хотя он сам никогда на родине отца не жил и выступает за Германию. Любят и помнят его папу Кеке, он же Кейо, которого на родине часто называют Русбергом, по правилам шведской фонетики.

К слову, Росберг-старший занимался карьерой и Боттаса. По легенде, о сотрудничестве они по национальной традиции в свое время договорились ни где-нибудь, а в сауне.

— Когда вы приезжаете на родину, в Финляндию, чувствуете себя там звездой?
— Иногда да. Например, когда ты идешь в ресторан и кто-то подходит, чтобы поприветствовать тебя. Хотя лично я предпочитаю чувствовать себя так, словно меня никто не знает.

— Вы предпочитаете больше приватности?
— Именно. Но не подумайте, что я жалуюсь. Нет.

— Любимый вопрос применительно к «Формуле-1» — отношения между пилотам в сильной команде. Как бы вы описали свои с Фелипе Массой?
— Как хорошие. Он отличный парень, хороший и очень полезный командный игрок и очень быстр к тому же.

— Вы были очень успешны в разных сериях до «Формулы-1». Считаете ли свой путь идеальным для гонщика, который стремится в самый престижный класс автогонок?
— Сейчас существует столько разных путей! Не думаю, что можно назвать один идеальный. Главное — оказаться в правильном месте с правильное время.

— В 2013 году, когда у «Вильямса» был непростой период и дела шли не так хорошо, как сейчас, вы тем не менее остались в команде. Хотя ваш тогдашний напарник ушел. Настолько верили в нее?
— И в этом тоже. Это был мой первый сезон в «Формуле-1», и я знал, что грядут большие изменения в регламенте. К тому же, честно говоря, было не так много других вариантов. И я решил, что нужно остаться.

— Вы бы хотели попробовать свои силы в других видах гонок? Многие пилоты «Формулы-1», например, участвуют в знаменитом марафоне «24 часа Ле-Мана» или пробуют ралли.
— Гонки на 24 часа — точно нет. Не сейчас по крайне мере. Я всегда бы сосредоточен на «Формуле-1» и не думал о чем-то другом.

— Что вы думаете по поводу идеи с тремя болидами у топ-команд, которую активно обсуждают уже к следующему сезону?
— Если честно, у меня нет какого-то мнения по этому вопросу. Но в целом мне нравится, когда на трассе много болидов. Думаю, тут есть свои за и против. Но возможно, это хорошая идея.

— Какова ваша цель на будущий сезон?
— Стать лучше, выступать лучше.

— Это, кажется, ваша любимая фраза — Do better. Многие считают, что вам стоит подумать о переходе в более сильную команду, где у нас появится шанс побороться за чемпионство.
— Давайте дождемся следующего сезона. Кто знает, может, мы построим чемпионскую машину (улыбается). Следующий год — это новый сезон и новые возможности. Все в наших руках, нужно просто сделать хорошую машину. И все будет возможно.

— Хотели бы вы как пилот что-то изменить в нынешней «Формуле-1»?
— Нам всегда хочется больше сцепления и больше мощности. И может быть, более выносливых покрышек. В остальном вроде не вижу ничего такого.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.

Читайте также:
  • Livejournal

Личный зачет-2016

Пилот О
Росберг (Мерседес) 385
Хэмилтон (Мерседес) 380
Риккардо (Ред Булл) 256
Феттель (Феррари) 212
Ферстаппен (Ред Булл) 204
Райкконен (Феррари) 186
Перес (Форс Индия) 101
Боттас (Уильямс) 85
Хюлькенберг (Форс Индия) 72
Алонсо (Макларен) 54
Масса (Уильямс) 53
Сайнс (Торо Россо) 46
Грожан (Хаас) 29
Квят (Торо Россо) 25
Баттон (Макларен) 21
Магнуссен (Рено) 7
Наср (Заубер) 2
Палмер (Рено) 1
Верляйн (Манор) 1
Вандорн (Макларен) 1
Гутьеррес (Хаас) 0
Эриксон (Заубер) 0
Окон (Манор) 0
Харианто (Манор) 0

Кубок конструкторов-2016

Команда О
Мерседес 765
Ред Булл 468
Феррари 398
Форс-Индия 173
Уильямс 136
Макларен 76
Торо Россо 63
Хаас 29
Рено 8
Заубер 2
Манор 1