9 декабря 2016

 $63.41€67.28

18+

Онлайн-трансляции
Свернуть






(none)

Почему русская «Маруся» боится США

«Катерхэм» и «Маруся» сходят с дистанции чемпионата мира в классе «Формула-1»

Николай Фоменко
Николай Фоменко

Фотография: ИТАР-ТАСС

Сразу две команды «королевского класса» не выйдут на старт Гран-при США, что пройдет в Остине с 31 октября по 2 ноября, в том числе российская «Маруся». «Газета.Ru» объясняет, почему такие новости с чемпионата мира в классе «Формула-1» приходят за месяц до его окончания.

Циничные журналисты, освещающие события в элитном автоспорте, называют происходящее внутри пелотона «Больших призов» «финансовой Эболой». Вирус, смертельно косящий конюшни «Формулы-1», и впрямь проявился одновременно с африканской лихорадкой. После чего стал стремительно распространяться по паддоку, унося жизни команд «третьего мира», то бишь тех, кто испытывает дефицит денежного довольствия и от случая к случаю сводит концы с концами.

На момент написания статьи неизлечимо больными уже точно оказались «Катерхэм» с «Марусей»: оба коллектива, признав себя банкротами, передали свою судьбу в распоряжение внешних управленцев и снялись с призового пробега-2014. При этом «Форс Индия» и «Заубер» проявляют все более активные признаки «заражения»: долги за оборудование и логистику, растущие, словно снежный ком, готовы с головой накрыть бедолаг. Так что «эпидемия», может, и не лучшее слово для описания ситуации, но оно точно первым приходит на ум.

«Катерхэм»

Очаг заражения внутри малайзийской конюшни возник не сегодня и не вчера. Его постепенно раздувал, подкидывая дровишек, владелец Тони Фернандес, ставший у руля проекта четыре года назад. Пуская всем пыль глаза сразу после покупки проекта, он на деле не создал достаточно прочной материально-технической базы для его развития. Ресурсы дружина изыскивала, ютясь в скромном техническом центре Лифилда, где прежде влачили жалкое существование былые аутсайдеры «Ф-1» «Супер Агури» и «Эрроуз». Базовую модель шасси эксплуатировала дольше, чем это было возможно в стремительно изменяющемся мире «Больших призов».

Если в первый самостоятельный сезон «Катерхэма» техническое наследие «Лотус Рэйсинг» вместе с опытом Хейкки Ковалайнена еще как-то держали команду на плаву, то затем морально устаревший кар потерял всякую конкурентоспособность.

Его доводили до ума лишь косметически, поскольку в межсезонье у «зеленых» не было достаточно финансов и кадрового потенциала, чтобы реализовать сколько-нибудь современные задумки. Состав же пилотов и вовсе не предусматривал развитие, поскольку за руль сажались не профессионалы, а люди, способные заплатить. Тем самым банально латались те дыры бюджета, что в изобилии возникали то здесь, то там с самого зарождения «Катерхэма».

К слову, перекосы в субсидировании команды невольно провоцировал сам владелец. Замахнувшись на мировое господство, Фернандес одновременно с командой «Ф-1» открыл еще ряд автоспортивных проектов, включавших в себя программу подготовки молодых пилотов, заботу о нескольких коллективах минорных серий, постановку на поток производства дорожных каров. Ничего путного практически ни из одной затеи так и не вышло. Зато они распылили средства и растратили столько энергии, что хватило бы на долгое и безоблачное существование отдельно взятого «Катерхэма».

Добавьте сюда убытки от содержания футбольного клуба «Куинз Парк Рейнджерс» в английской премьер-лиге и не самые солнечные времена основного бизнеса Тони (богатей владеет авиакомпанией «Эйр Азия») — и поймете, почему денег «зеленым» стало катастрофически не хватать.

Соответственно, вопрос о закрытии конюшни оставался лишь делом времени, особенно учитывая то, что в топ-10 Кубка конструкторов конюшня упорно не попадала, лишаясь порядка €40 млн премиальных.

И к этому Фернандес пришел к середине 2014 года. На тот момент «Катерхэм» уже безнадежно осел на аутсайдерском дне, удерживая рекорд «Ф-1» по числу гонок без очков. Плюс сбился на ротацию пилотов исключительно по признаку финансовой состоятельности. Беспомощность машины на трассе вызывала слезы сострадания. А кадровый отток вовсе превращал «зеленых» в актив, нецелесообразный для сколько-нибудь серьезных вложений. Вот Тони и решил прекратить всякое финансирование проекта, выставив команду на продажу.

Естественно, на этот «лот» любые сколько-нибудь серьезные покупатели даже смотреть не стали. Однако Фернандес на них и не надеялся. Куда вероятней он рассчитывал привлечь таких же авантюристов, как и он сам, бросовой ценой на вроде как дорогостоящие составляющие команды.

И преуспел-таки! Летом швейцарские инвесторы из компании Engavest проявили прямую заинтересованность в приобретении «Катерхэма» — со всеми его долгами и проблемами. Была оформлена сделка, после чего «зеленые» сменили все управленческое звено и вознамерились начать все с чистого листа. Увы, затея оказалась обреченной на провал.

С одной стороны, нахимичил Фернандес, даже в столь скользком деле постаравшийся урвать себе лакомый кусок. Он переоформил электронику «Катерхэма», входившую в состав сделки, на иные свои проекты, а также увел часть спонсорских взносов из бюджета команды. Тем самым «развел» новых владельцев на €12,5 млн.

Кроме того, Тони не передал права на управление конюшней новым владельцам. Из-за чего те несколько месяцев спонсировали проект фактически «по доброй воле», а сейчас не могут ни распоряжаться имуществом, ни оперировать техникой на базе «Катерхэма». Она, к слову, арестована судебными приставами, поскольку введенное в отношении обанкротившейся дружины внешнее управление накладывает вето на любые операции извне.

С другой стороны, новых владельцев коллектива иначе как шельмами точно не назвать. И не только потому, что среди них фигурирует Коллин Коллес, разваливший уже несколько команд «Ф-1». Поставив у руля проекта сомнительных людей (Кристиан Альберс ушел в отставку через пару недель после назначения главным), они пуще прежнего запутали дела «Катерхэма».

По утверждению Фернандеса, Engavest вовсе не выполнила обязательств по погашению долга, отказавшись от выплат по зарплатам и кредитам. Более того, чтобы компенсировать потери, составившие €52 млн, инвесторы не придумали ничего лучшего, чем передать конюшню под внешнее управление.

По факту это означало, что новые владельцы приобрели «Катерхэм» для того, чтобы распродать его посредством судебных приставов!

«Бред какой-то», — скажете вы, но именно так сейчас и обстоят дела в Лифилде. В своем твиттере парадокс подтвердил корреспондент Autosport.com Пабло Элизальде: «Администрация «Катерхэм», которая блокирует вход на базу ее работников и парализует работу команды, одновременно несет ответственность за подготовку команды к завтрашнему отлету в Остин и ратует за выступление «зеленых» в США. Все верно».

Сейчас все заинтересованные лица ищут стороннего инвестора, способного разрешить споры полным приобретением команды и выплатой долгов. Но, думается, на фоне устроенного фарса и дефицита бюджета в десятки миллионов евро желающих спасти «Катерхэм» не найдется.

«Маруся»

Историю российского присутствия в «Ф-1» резонно вести с ноября 2010 года, когда «Маруся Моторс» выкупила контрольный пакет акций команды «Верджин», прежде принадлежавшей Ричарду Брэнсону, и самостоятельно занялась организацией дел. В течение года новые владельцы перевезли базу из Диннингтона в Бэнбери, а также сменили технологическую кооперацию с компанией «Вирт Ресерч» на сотрудничество с «Маклареном». Следом произошел окончательный ребрендинг коллектива — и с сезона-2012 «Маруся» предстала перед лицом болельщиков в своем окончательно оформленном виде.

Путь, проделанный коллективом, вызывает уважение, поскольку начинали россияне со скромного шасси, которое даже не был оснащено системой рекуперации кинетической энергии. Нынче же они являются единственной из дружин-новичков, разжившейся очками за последние четыре года. Кроме того, как в минувшем сезоне, так и в нынешнем коллектив входит в зачетную десятку Кубка конструкторов, претендуя на £40 млн призовых.

При скромном бюджете и надеждах на рента-драйверов в кокпите достижение следует признать солидным. Равно как заслуживает уважения и грамотная «международная» политика: кооперация с «Феррари» подарила аутсайдерам итальянский движок в болиды и талантливого Жюля Бьянки за руль одного из боевых каров.

Почему же к конюшне охладели инвесторы? Да все по той же причине запредельных расходов, требовавшихся на поддержание россиян на плаву. «Маруся Моторс» в качестве титульного спонсора никаких маркетинговых дивидендов от сотрудничества не имела. Да и сама вряд ли могла выдвинуть что-то способное пользоваться спросом на рекламном рынке. Деньги со стороны привлекать было сложно, поскольку вкладываться в аутсайдера те намерений не имели. Ведь как бы Бьянки ни втаскивал товарищей на девятую строку Кубка конструкторов, даже в объективы телекамер болиды россиян попадали лишь в качестве круговых при обгоне лидеров.

Наконец, тяжелейшая авария на японском Гран-при, поставившая французского вундеркинда на грань жизни и смерти (он по-прежнему находится в клинике в тяжелейшем состоянии), подорвала репутацию конюшни. Годом ранее за рулем «Маруси» разбилась пилотесса Мария де Вильотта — и с тех пор черный шлейф так или иначе, но проступал за машинами.

Финансирование сокращалось столь стремительно, что «Маруся» могла не дожить до Гран-при России, во многом ради которого и создавалась, а затем поддерживалась местными ресурсами. После летнего перерыва двигаться по этапам чемпионата команде помогали лишь финансовые вливания от спонсоров пилотов — Макса Чилтона и Александера Росси.

Однако, как ни старались, вояж по маршруту Остин — Сан-Паулу россияне уже осилить не смогли. На минувшей неделе основной владелец конюшни Андрей Чеглаков анонсировал выход из проекта и полное прекращение финансирования. Следом аутсайдер «Ф-1» официально объявил себя банкротом и перешел под внешнее управление. Предварительно из серии GP3 была отозвана дочерняя «минорная» команда.

Тем не менее шанс на спасение у россиян остается. Кооперация с «Феррари», перспектива остаться на 9-м месте в Кубке конструкторов и заработать, а также отнюдь не роскошная для содержания база делают «Марусю» доступной для интереса со стороны новых владельцев.

И таковые его уже обозначили: британские братья индийского происхождения Балжиндер Сохи и Сонни Каушал готовы выложить £55 млн в реанимацию коллектива. Бизнесмены, занятые в сталелитейной промышленности, уже провели 11-часовой раунд переговоров с нынешними боссами дружины и детально обсудили план спасения «Маруси».

Кто знает, возможно, именно им в отдельно взятом случае удастся остановить «финансовую Эболу» в «королевском классе».

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.

Читайте также:
  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Личный зачет-2016

Пилот О
Росберг (Мерседес) 385
Хэмилтон (Мерседес) 380
Риккардо (Ред Булл) 256
Феттель (Феррари) 212
Ферстаппен (Ред Булл) 204
Райкконен (Феррари) 186
Перес (Форс Индия) 101
Боттас (Уильямс) 85
Хюлькенберг (Форс Индия) 72
Алонсо (Макларен) 54
Масса (Уильямс) 53
Сайнс (Торо Россо) 46
Грожан (Хаас) 29
Квят (Торо Россо) 25
Баттон (Макларен) 21
Магнуссен (Рено) 7
Наср (Заубер) 2
Палмер (Рено) 1
Верляйн (Манор) 1
Вандорн (Макларен) 1
Гутьеррес (Хаас) 0
Эриксон (Заубер) 0
Окон (Манор) 0
Харианто (Манор) 0

Кубок конструкторов-2016

Команда О
Мерседес 765
Ред Булл 468
Феррари 398
Форс-Индия 173
Уильямс 136
Макларен 76
Торо Россо 63
Хаас 29
Рено 8
Заубер 2
Манор 1