Газета.Ru в Telegram

Учим матчасть с «Газетой.Ru». Велоспорт на шоссе

«Газета.Ru» в преддверии «Вуэльты Испании» рассказывает о многодневных велогонках

Перед стартом «Вуэльты Испании» «Газета.Ru» в спортивной рубрике «Учим матчасть» попросила рассказать о тонкостях велогонок на шоссе комментатора телеканала Eurosport, пресс-атташе команды «Русвело» Сергея Курдюкова.

«Вуэльта» — третий в сезоне Гранд-тур, изнурительный трехнедельный марафон, который предшествует еще одному крупному событию в мире велоспорта – чемпионату мира. О том, что испытывают спортсмены на финише сезона, преодолевая испытание горами, рассказывает один из главных российских специалистов в области велоспорта, сам недавно преодолевший по горам за шесть дней 720 км.

— Три самые популярные веломногодневки — «Джиро д'Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта Испании». А какая среди них самая-самая и в чем особенности каждой?
— Безусловно, «Тур де Франс» — самая главная, самая престижная. По причинам бюджета, традиций, интереса со стороны медиа. Это уже константа: так за многие годы уже определилось, и с ним сложно конкурировать.

По спортивной же составляющей каждая из трех супермногодневок хороша по-своему, и в этом плане они вполне сопоставимы. Как правило, «Джиро» и «Вуэльта» — это многодневки для специалистов горного профиля. Иногда более широкого, иногда более узкого.

«Вуэльта» в последние годы – очень горная гонка.

— Кому вообще пришло в голову устраивать такие марафоны, когда в течение трех недель гонщики ежедневно преодолевают по 150–200 км? Как люди в этом выживают?
— Это было придумано очень давно, и если сейчас публика удивляется, когда видит такие объемы, то нелишне вспомнить, что еще в довоенные времена, когда соревновались на примитивных велосипедах, этапы были километров по 400 с лишним. Все познается в сравнении.

Нагрузки, конечно, экстремальные, но они и демонстрируют экстремальные возможности человеческого организма, которые существуют.

— Как выглядит этот марафон изнутри? Сколько человек и автомобилей путешествует вместе с командой, составляя группу сопровождения?
— Схема примерно одинаковая во всех многодневках, необязательно таких длительных. Так или иначе, там должен быть транспорт, который вывезет все велосипеды – и обычные, для групповой гонки, и для раздельного старта, и запасные.

Их очень много, и требуется крупный транспорт. На жаргоне он называется «камион» — это не грузовик, а что-то среднее между ним и автобусом. Он специально изготовлен под велоспорт с грамотно организованным пространством внутри. Там все возможности для механиков по ремонту, должны открываться навесы – защищать от непогоды.

Плюс идет большой автобус — под команду. В нем есть и кухня, и пара спальных мест, и душ, туалет, телевизор… Фактически, это такой командный дом на колесах. Идет несколько «техничек» — машин технического сопровождения. Идет еще один автобус, поменьше.То есть это действительно целая флотилия.

На небольшие гонки иногда самый большой автобус не идет. Ну и если нет гонки с раздельным стартом, велосипедов берется поменьше.

— Вот это как раз следующий вопрос: а какие вообще бывают виды этапов в многодневных гонках?
— Есть этапы, когда гонщики стартуют по одному. Есть два варианта этапов с раздельным стартом, которые не классифицируются по-разному, но по сути сильно разнятся: это обычная «разделка» и в гору. Последняя, конечно, имеет свою специфику.

Потом есть командная гонка с раздельным стартом, в которой стартуют все члены велогруппы, а временной зачет проводится, как правило, по первым пятерым финишировавшим.

Есть этапы групповые — равнинные и горные. Равнинные бывают с вариациями – по холмам или полностью пологие, с предсказуемым спринтерским финишем.

Горные этапы есть такие, когда основной финиш совпадает с горным. Это самое тяжелое, и там, как правило, все и определяется. Есть горные этапы, где может быть много перевалов, а финиш — под горой. На них возможны разные (тактические) варианты.

— Ну и к основному: как вообще формируется команда на такие гонки? Расскажите поподробнее о ролях, которые есть в велогруппах?
— Супермногодневка — это самый престижный старт, поэтому отбор на нее идет задолго. И сначала формируется длинный список кандидатов, потом он сокращается – так же, как в сборных командах на крупнейшие турниры типа чемпионатов мира или Олимпийских игр.

Но все в конечном итоге зависит от того, какую стратегическую цель ставит перед собой команда. Очень часто сильные гонщики определенной специализации, имеющиеся в распоряжении, не едут просто потому, что задача у команды другая.

Если есть жесткая цель: выиграть генеральную классификацию, а все остальное для нее второстепенно, то ставка делается на одного человека и команда верит в него без всяких запасных вариантов. Соответственно, задача только одна – в лучшей форме подвести к гонке лидера, а вокруг него сколотить абсолютно надежную группу поддержки.

Не обязательно это должны быть гонщики, способные сотворить что-то сами по себе, — они должны быть полностью преданы своему капитану, должны эффективно его поддерживать, должны быть несгибаемы, выстоять при любых трудностях. Так зачастую получается не особенно звездный состав с одной звездой.

Если цели ставятся разные, то в составе может быть и спринтер. Иногда мы видим команды, где по три лидера – основной, запасной и... самый запасной. Иногда это бывает эффективно, но чаще это разброд и шатание. Но команды экспериментируют.

Бывают даже те команды, которые приезжают с задачей выиграть как можно больше спринтерских этапов. На «Вуэльте» это менее актуально, поскольку все-таки гонка горная. Но бывают команды, сформированные целиком под спринтера.

— В стартующей «Вуэльте» две команды будут выступать под российскими флагами – «Катюша» и Tinkoff-Saxo. И обоих их капитанов – испанцев Хоакима Родригеса и Альберто Контадора – в этом сезоне преследуют травмы. Какие у вас ожидания? Может, Родригеса в роли лидера сменит россиянин Александр Колобнев?
— Колобнев и Родригес – люди совершенно разной специализации. Колобнев – гонщик исключительно на отдельные этапы, Родригес – человек на общий зачет.

То, в какой форме испанец себя подвел к этой гонке — если даже судить по «Классике Сан-Себастьяна», где он был на пьедестале, — говорит о том, что он восстановился. Очень ценно, что он проехал «Тур де Франс» именно с расчетом набрать максимальную форму. И если не вмешаются какие-то обстоятельства, Родригес гарантированно должен очень хорошо проехать «Вуэльту».

Конкретнее предсказать невозможно, потому что конкуренция в этом году очень серьезная. Как никогда: и британец Крис Фрум приезжает, и Контадор успевает восстановиться, и Garmin очень сильную команду привозит.

Это будет одна из самых представительных «Вуэльт» на моей памяти.

Контадор на данный момент – это загадка. Он в великолепной форме подошел к «Тур де Франс», а вынужденная пауза… иногда она приводит к очень отрицательному эффекту, а иногда, наоборот, вносит какую-то аритмию. Он же очень сильно ехал первую половину сезона, выигрывал много, и была определенная усталость. Может быть, это переключение, наоборот, откроет какие-то резервы организма. В случае с Контадором ситуация абсолютно непредсказуемая: он может очень сильно проехать, а может и не в свою силу.

— Фрум, Контадор, Родригес... Кто-то еще может претендовать на победу в «Вуэльте»?
— Колумбиец Наиро Кинтана взял тайм-аут в середине лета, и теперь он очень мотивирован: ему надо доказывать, что он «Джиро» выиграл потому, что он объективно сильнейший в горах. Он гонщик без задних мыслей, очень психологически стабильный, в этом его сила.

Кинтану включают в список основных претендентов на победу. Он победитель супермногодневки и призер «Тур де Франс» — это очень серьезная визитная карточка.

Фабио Ару, который у «Астаны» поднялся на подиум на «Джиро-2014», своей домашней гонке. Он скромничает, говорит, что едет учиться, но видно, насколько он уже силен в своем молодом возрасте.
Что касается остальных, очень много сильных спортсменов. Я уже говорил о Garmin, у которых есть и Дэниел Мартин, и Райдер Хешьедал. То есть в общей сложности получается порядка десяти человек фаворитов, из которых четверо, по прогнозам, стоят несколько выше остальных.

«Вуэльта Испании-2014»


69-й старт в истории многодневной велогонки.
Сроки проведения: 23 августа – 14 сентября.
Общая протяженность: 3181,5 км. Старт – Херес, финиш — Сантьяго-де-Компостела.
Горные этапы – 8.
Холмистые этапы – 5.
Пологие этапы – 5.
Этапы с раздельным стартом – 3 (командный и два индивидуальных).
Действующий победитель: американец Крис Хорнер (в нынешней гонке не участвует).
Фавориты: Хоаким Родригес (Испания, «Катюша»), Альберто Контадор (Испания, Tinkoff-Saxo), Наиро Кинтана (Колумбия, Movistar), Крис Фрум (Великобритания, Sky).

Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта.

Новости и материалы
Протащивший женщину по асфальту за отказ покидать квартиру полицейский получил срок
Создана цельнометаллическая клавиатура для компьютера Icebreaker
Медведев назвал «собачьей смертью» судьбу пилота Кузьминова
Раскрыты названия бывших эксклюзивов Xbox, которые выйдут на других платформах
Песков заявил, что Путин «безусловно поддерживает» Валиеву
В Госдуме хотят ограничить иноагентам доступ в сеть
Лавров и Блинкен оказались в одном зале на встрече министров в Бразилии
Надеждин решил выиграть на других выборах
В Германии студенты захлопали после упоминания о Холокосте
Апелляцию Промеса по делу о ножевом ранении брата не отклоняли
Фракция «Слуга народа» впервые с начала СВО встретилась с Зеленским
Москвич изнасиловал незнакомку возле жилого дома
Путин назвал место России в мировом спорте
РФ призвала Израиль прекратить поселенческую деятельность в Палестине
Ботинки с клетками для крыс запустят в серийное производство
СПЧ займется делом Седы Сулеймановой, которую вывезли в Чечню из Петербурга
На Западе считают, что Иран передал России сотни баллистических ракет
Вышел первый трейлер фильма по популярной игре Borderlands
Все новости