Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Стройка века

Что происходит с самыми знаменитыми долгостроями Москвы

Мария Борисова 20.01.2016, 12:11
Wikimedia

За прошлый год число долгостроев в столице сократилось более чем в два раза, заявил глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин. Тем не менее в городе все равно насчитывается 346 замороженных строек. Среди них — площади у вокзалов, бизнес-центры и даже здание, которое в наступившем году «отметит» 33 года с начала строительства. «Газета.Ru» выяснила, какова судьба самых знаковых недостроенных объектов Москвы.

По оценке столичных чиновников, самых распространенных причин приостановки строительства три: отсутствие финансирования, недобросовестность подрядчиков и смена собственника. В результате исторически значимые районы столицы «украшают» пустыри и незаконченные стройки, которые не только портят вид, но и попросту делают нахождение неподалеку небезопасным.

Старая, старая сказка

Самым «долгоиграющим» строительством Москвы можно смело назвать здание телецентра на Шаболовке. Дом, который изначально предназначался для Вооруженных сил СССР, начали строить еще в 1983 году. Спустя четыре года процесс остановился из-за нехватки финансирования, к тому моменту успели построить только каркас здания, без теплоизоляции.

В 1992 году комплекс был передан на баланс Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) для завершения работ и переоборудования под телевизионный комплекс. Однако закончить строительство компания не смогла. В 2001 году, когда ВГТРК реорганизовывалась в «Российскую телевизионную и радиовещательную сеть» (РТРС), о здании «забыли» — объект не вошел в состав передаваемого имущества. Сейчас федеральные структуры решают вопрос о статусе здания, чтобы понять, как же с ним поступить дальше, пояснили «Газете.Ru» в департаменте градостроительной политики Москвы.

Wikimedia

Достроить основной корпус телецентра возможно, там есть гидроизоляция, и в целом здание сохранилось относительно неплохо. С пристройкой и северным крылом дела обстоят сложнее: эти части не были законсервированы.

Второй «старожил» — деловой центр «Зенит», известный в народе как «Синий зуб» или «Кристалл». Высотка находится на юго-западе Москвы: раньше она была излюбленным местом среди руферов, пока один из них не разбился насмерть, сорвавшись с крыши. С тех пор охрана объекта была серьезно усилена, а несчастных случаев больше не происходило.

Здание, которое задумывалось как бизнес-центр с пятизвездочным отелем, начали строить в 1991 году. Однако в 1995 году, когда объект был готов на 85%, у итальянских подрядчиков возникли проблемы сначала с финансированием, а затем и с законом. Строительство объекта официально было приостановлено только почти десять лет спустя — в 2004 году.

Последующие несколько лет «Кристалл» перекидывали из рук в руки, будто горячую картофелину из костра.

Wikimedia

В 2006 году здание перешло при помощи Внешэкономбанка в госсобственность, а в 2011 году было закреплено за Академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В 2012 году вуз проводил исследование долгостроя, чтобы потом использовать его в качестве учебного корпуса. Эксперты даже разработали заключение с рекомендациями по завершению строительства. Однако на этом дело опять застопорилось. Сейчас, как сообщили в департаменте градостроительной политики, федеральные структуры определяют, как лучше спасти «Синий зуб» и, главное, откуда взять на это денег.

Впрочем, есть в столице долгострои, которые проще снести и начать возводить заново, чем пытаться продолжить строительные работы. Например, аквапарк на Аминьевском шоссе начали строить в 1997 году, чтобы успеть ко Всемирным юношеским играм через год. Но после всем известных событий августа 1998 года объект превратился в недострой, который был подарен «Газпромом» городу. Город, в свою очередь, продал готовый на 60% аквапарк компании «ФинЛенд», но это произошло лишь в 2008 году, когда в России разразился финансовый кризис.

Череда кризисов не заставила девелоперов утратить оптимизм.

Wikimedia

На месте бывшего недостроенного аквапарка на Аминьевском шоссе продолжаются работы по демонтажу... Wikimedia
На месте бывшего недостроенного аквапарка на Аминьевском шоссе продолжаются работы по демонтажу конструкций

Все, что успели построить к тому моменту, было снесено в 2014 году под корень. Как сообщили «Газете.Ru» в департаменте градостроительной политики, «в настоящее время застройщиком ведется проектирование объекта».

Инвестор нажал на тормоза

Долгострой у Павелецкого вокзала москвичи давно окрестили «вечной ямой». Застроить площадь хотели еще 14 лет назад, в 2002 году. Сначала под Павелецким вокзалом должен был появиться четырехуровневый подземный торговый комплекс с патриотичным названием «Матрешка Молл». Осуществляло строительство ОАО «Павелецкая», 30% акций которого принадлежало городу, а 70% — ЗАО «Ингеоком-Инвест» (компания, занимавшаяся реконструкцией международного аэропорта Внуково, «Детского мира» и стадиона «Локомотив»).

Wikimedia

В 2007 году 100% акций получила компания «Евразия», что, в свою очередь, затормозило строительство из-за внезапно вскрывшихся проблем руководителя организации с законом. Мухтара Аблязова обвинили в хищении в крупных размерах, а все проекты «Евразии» приостановили.

Сейчас на площади Павелецкого вокзала расположен котлован, оставшийся от незаконченного строительства. Интересно, что долгострой, по словам бывшего главы департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова, судя по всему, и не собирались заканчивать. Девелоперы использовали объект как повод поставить

огромный забор, который, в свою очередь, использовался как рекламная конструкция в месте с фантастической по объему аудиторией.

Вместо ямы в декабре 2015 года решили сделать транспортно-пересадочный узел с гостиницей, административно-деловыми помещениями и т.п.

Еще один знаменитый привокзальный долгострой находится на площади Тверской Заставы. Реконструкция площади у Белорусского вокзала началась в 2008 году. Проект предполагал двухуровневую транспортную развязку с бессветофорным движением между 1-й Тверской-Ямской улицей и Ленинградским проспектом. В планах было реконструировать Тверской путепровод, построить новый обходной путепровод, четыре эстакады и подземную автостоянку, но в 2011 году от проекта решено было отказаться.

«В настоящее время проводится комплексное обследование, которое определит объем работ, необходимых для того, чтобы восстановить системы инженерной коммуникации и обеспечить их безопасное функционирование», — пояснили в департаменте градостроительной политики. Исследование завершится в июне 2016 года. Однако уже сейчас известно, что от первоначальных «развязочных» планов придется отказаться.

Wikimedia

Владимир Астапкович/РИА «Новости»

Wikimedia

«Сегодня мы видим, что с учетом имеющейся организации движения эта развязка ничего хорошего не даст,

Тверская не будет ехать быстрее, смысла никакого в этой стройке нет.

Мы решили не строить развязку, а упорядочить движение. Но пока необходимо закончить те инженерные работы, которые там проводились», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин в интервью «Москве 24».

Не думай о проекте свысока

Есть в Москве объекты, которые формально не внесены в городской список долгостроев, но портят вид и настроение столичным жителям уже не первый год. К ним, например, относится огромный забор у нового выхода из метро «Маяковская». Участок, который этот забор огораживает, сдан застройщику в аренду до 2054 года. В 2011 году там

Wikimedia

планировалось возвести гостиницу, но спустя два года аппетиты застройщиков пришлось уменьшить. Участок находится в зоне памятников археологии,

поэтому проект переоформлен, высотность будущей гостиницы снижена, а сроки ее строительства продлены до конца 2017 года.

Второй объект, не включенный в перечень долгостроев, но вызывающий большой интерес у горожан своим затянувшимся открытием, — загс на Живописном мосту. Сам мост был открыт еще в конце 2007 года. Первоначально проектом Живописного моста была предусмотрена возможность «подвеса» смотровой площадки в пролете моста. Затем рассматривался проект по размещению там ресторана, телестудии, и, наконец, решено было остановиться на организации загса.

Юрий Машков/ТАСС

Его открытие анонсировано было еще в 2011 году, однако каждый год оно откладывалось. Дело в том, что из-за конструкции моста

нужно специальное оборудование для лифта, которое, по словам разных чиновников, то не могли найти, то закупить, то установить, то опять найти.

По данным департамента строительства, загс готов на 99%. Когда же город справится с оставшимся одним процентом — до сих пор не известно.

Одним из главных долгостроев длительное время считался бизнес-центр в Оружейном переулке. Здание, прозванное «египетской пирамидой» и «зиккуратом», не могли закончить с 2003 года. Хуснуллин не раз говорил о том, что изначально было выбрано не самое удачное место для размещения крупного административно-делового центра. «Мы понимаем, что в часы пик въезд и выезд в паркинг будет создавать на кольце пробку, но от этого никуда не деться. Город выдал разрешительную документацию для завершения строительства многофункционального комплекса. В случае если бы город решил сносить объект, пришлось бы компенсировать инвестору 2–3 млрд руб.», — говорил он.

Wikimedia

Многострадальный долгострой ввели в эксплуатацию 31 июля 2015 года, но на этом его «приключения» не закончены. Еще надо построить шпиль, закончить остекление, добавить шумозащитные экраны и козырьки над входными группами. Это планируется сделать до 15 июля 2016 года.

Но мало завершить долгострой — надо еще сделать так, чтобы он не пустовал. А с этим по нынешним временам проблемы. Так, несколько собственников помещений в «Оружейном», опрошенных «Газетой.Ru», сообщили, что с момента ввода здания в эксплуатацию ни одного офиса в аренду сдать не удалось.

Гудбай, девелопер

К сугубо экономическим поводам считать дальнейшую судьбу долгостроев смутной прибавляются и политические. К примеру, многие турецкие компании были застройщиками крупнейших проектов Москвы. В связи со сбитым российским самолетом Су-24 путь им на столичный строительный рынок заказан. «Существующие контракты с турецкими компаниями будут завершены, но в будущем мы не ждем их на нашем рынке», — цитирует слова министра строительства Михаила Меня ТАСС.

Впрочем, ограничения не касаются контрактов, заключенных до 1 января 2016 года. Так что, к примеру, турецкая компания Enka (в числе проектов — башни «Москва-Сити») сможет закончить постройку многофункционального комплекса на Каширском шоссе.

По оценкам экспертов, кризис не вызовет резкого «размножения» долгостроев в Москве.

Это касается и промзон. «Там работают опытные девелоперы. Конечно, все зависит от макроэкономики, но на сегодняшний день я не вижу причин, которые могут что-то разрушить», — отмечает заместитель руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Сергей Жарков.

Ситуация не должна усугубиться еще и из-за ряда законодательных новелл, принятых в последние пару лет. Так, например, действует закон «О принудительном отчуждении объекта незавершенного строительства», по которому власти могут забрать недострой, если все сроки сорваны. Правда, если здание не было достроено по вине городских властей, то суд может решить не отбирать объект у девелопера.

Кроме того, летом 2015 года власти города внесли поправки в законодательство, по которым застройщикам стало невыгодно затягивать сроки. Первые два года строительства они платят за участок земли фиксированную сумму, с третьего года она начнет увеличиваться, а если объект не будет сдан за шесть лет, то им придется платить 9% от кадастровой стоимости до окончания строительства.