В Санкт-Петербурге, где находится Конституционный суд, при упоминании запрета на госслужбу для не прошедших армию мужчин, вспоминают председателя комитета Смольного, который внезапно решил стать рядовым и уйти на год в армию. Как все. С медкомиссией, отвальной, бритьем головы, сборным пунктом и другими призывными радостями. Свое решение 24-летний Никита Александров, самый молодой начальник комитета в истории Смольного, объяснил губернатору так: «Служба в армии — долг любого парня. Раньше мне просто здоровье не позволяло». Полтавченко принял его отставку, по-отечески потрепав по плечу и поблагодарив за работу. На проводы явились пол-Смольного и полусотня репортеров. Экс-председатель комитета по делам молодежи отправился в Ленинградскую область, в обыкновенную мотострелковую часть.
Чиновник действительно отслужил и вернулся в Питер дембелем в 2014 году. Теперь он советник губернатора по молодежной политике.
Злые языки говорили, что Александров просто делает себе пиар и боится нового закона о госслужбе. Как бы то ни было, чиновник ушел в армию вовремя. Летом 2013 года федеральная власть решила популяризовать срочную службу, внеся поправки в закон о государственной службе. По новому закону попасть в структуры госвласти мужчина мог только, пройдя срочную службу в вооруженных силах. Исключений было немного — учеба, состояние здоровья, семейные обстоятельства.
Причем закон имел обратную силу — уже действующие чиновники также должны были покинуть свой пост, если они не тянули армейскую лямку. Новый закон, заработавший с начала 2014 года, добавил хлопот чиновникам, которые не служили, а также целой республике — Чечне. Здесь начиная с 90-х годов почти никто из юношей не проходил срочную службу, их просто не набирали, памятуя военный конфликт на территории республики.
Получалось, что новая норма закона в будущем могла лишить Чечню вообще любой власти. Исходя из этого, депутаты чеченского парламента отправили запрос в Конституционный суд. По их мнению, новый закон не соответствует Конституции. «Нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе, отменяет и умаляет права человека и гражданина», — отметили чеченцы в жалобе.
О дебатах, развернувшихся на заседании КС вокруг этого дела, «Газета.Ru» уже писала. Получилось так, что был затронут вопрос не только о чиновниках-чеченцах, но и о призывниках-чеченцах, которых не брали в армию многие годы. Определить их юридический статус не брался никто. С одной стороны, они вроде бы являются уклонистами, с другой, массового призыва в Чечне никогда не было, и вины чеченских парней в том, что они не служили, нет. Так, представитель Путина в КС Михаил Кротов заявил, что в Чечне призыв в армию не осуществлялся по «объективным обстоятельствам» и местные жители просто не могли быть уклонистами.
В четверг Конституционный суд вынес решение по делу о призывниках и государственной службе. Судья Сергей Маврин зачитывал постановление около часа. В нем говорилось, что к представителям власти должны предъявляться повышенные морально-нравственные требования.
Первый вывод, к которому пришел КС: в целом закон о госслужбе «по своей концепции не противоречит Конституции. Прохождение военной службы по призыву вполне обоснованно может рассматриваться как особое репутационное требование для госслужащего».
Второй вывод: бессрочный запрет на профессию, фактически содержащийся в законе, неконституционен,
поскольку «не отвечает согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности ограничений прав и свобод».
По мнению суда, ограничения для не прошедших армию более суровы, нежели аналогичные меры, применяемые к правонарушителям.
За административный проступок чиновника дисквалифицируют на три года максимум, а по уголовному делу доступ во власть закрывают на пять лет. Даже уголовники с особо тяжкими преступлениями вправе поступить на госслужбу после снятия судимости или ее погашения.
Теперь депутатам Госдумы придется внести в закон изменения, которые бы исключили возможность пожизненного ограничения прав на госслужбу.
Кроме того, КС разобрался и с вопросом о чеченских призывниках. Мнение представителя Путина было учтено и внесено в решение практически дословно. При поступлении на госслужбу будет учитываться ситуация, когда «непрохождение военной службы обусловлено объективными обстоятельствами. В частности, если на соответствующей территории призыв не проводился».
Это означает, что чиновники в Чечне могут вздохнуть спокойно. КС легализовал их право на госслужбу.
В Чечне решение Конституционного суда встретили с воодушевлением.
«Я рад тому, что наша позиция была поддержана Конституционным судом РФ. Мы защищали интересы не только своих земляков, но права и законные интересы всех молодых чиновников страны. Мы отстояли свою позицию и намерены впредь также защищать интересы наших граждан», — прокомментировал постановление КС председатель парламента Чеченской Республики Дукуваха Абдурахманов.