Лодке не хватило пены

На заводе в Приморье локализован пожар на атомной субмарине

В Приморье спасатели и военные тушат пожар на атомной подводной лодке, стоящей в доке судоремонтного завода «Звезда». В настоящее время, по данным источников в штабе Тихоокеанского флота, пожар локализован. Причиной возгорания, по предварительным данным, стали сварочные работы. Кроме того, источники на заводе говорят, что под рукой у рабочих не оказалось исправного огнетушителя.

В Приморье пожарные расчеты тушат возгорание на атомной подводной лодке «Томск», стоящей в доках судоремонтного завода «Звезда» на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Большой Камень. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в тушении пожара задействованы 15 пожарных расчетов Тихоокеанского флота (ТОФ) и МЧС. В первоначальных сообщениях говорилось о пожаре на АПЛ «Иркутск» в плавдоке «Паллада» на заводе «Звезда». Однако источник в штабе ТОФ опроверг эту информацию. По его словам, «Иркутск» находится сейчас на Камчатке.

Как уточнил источник «Интерфакса» в руководстве флота, возгорание произошло утром в понедельник при проведении сварочных работ. Сильное задымление произошло между прочным и легким корпусами лодки. Собеседник агентства подчеркнул, что ранее с борта АПЛ было выгружено вооружение, а атомный реактор в настоящее время заглушен. Источники в штабе ТОФ уверяют журналистов, что никакой опасности нет — радиационная ситуация в норме. По предварительным данным, пострадавших тоже нет, пожар локализован за несколько часов.

«Проведена пенная атака. Ситуация под контролем, положение не ухудшается. Сейчас специалисты выясняют, насколько пена оказалась эффективной», — сообщил агентству «Интерфакс — Дальний Восток» источник в руководстве Тихоокеанского флота. По его словам, проливка межкорпусного пространства АПЛ продолжается.

Кроме того, военные уже отправили в район завода «Звезда» два пожарных катера и судно радиационного контроля. «Это необходимо для исключения внештатной ситуации и контроля за обстановкой», — сообщил источник ИТАР-ТАСС.

Сейчас уточняются причины возгорания. Масштаб ущерба и сроки ремонта подлодки будут определены в результате работы специально созданной комиссии,

сообщил журналистам пресс-секретарь Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Кравченко.

Источник агентства PrimaMedia на судоремонтном заводе «Звезда» уточнил, что задымление произошло в цистерне главного балласта АПЛ. «При вскрытии решетки цистерны главного балласта (ЦГБ) газорезкой загорелось старое покрытие внутри цистерны (отслоившаяся краска). Возможно, внутри ЦГБ горит не только краска, но и кабели, резиновое покрытие. Силами экипажа пожар потушить не удалось, так что вызвали пожарных из ГО Большой Камень», — сообщал информированный источник на заводе.

По его словам, когда на атомной субмарине загорелась прошивка, рабочие попытались воспользоваться огнетушителем, однако в нем не оказалось пены.

Позже в ОСК подтвердили предварительную версию пожара, озвученную источниками. «Возгорание произошло при сварочных работах в межкорпусном пространстве между легким и прочным корпусами лодки, в котором находилось большое количество пересохшей изоляции и старой краски, которая и загорелась», — отметил Кравченко.

В конце августа Владимир Путин предложил передать строительство «суперверфи» «Звезда» частным инвесторам. Общую стоимость проекта эксперты оценивают примерно в 100 млрд рублей. Проект, заложенный еще в 2009 году, должен стать ключевым для Объединенной судостроительной корпорации, однако сроки строительства предприятия были сорваны.

После этого вице-премьер Дмитрий Рогозин взял строительство «Звезды» под личный контроль. Компания «Роснефть» предложила привлечь к проекту строительства суперверфи «Звезда» частных инвесторов, создав консорциум. Согласно плану, ОСК должна предоставить свою инфраструктуру, «Роснефть» гарантировать заказы, а Газпромбанк финансировать строительство. В свою очередь Рогозин подчеркивал, что передача «Звезды» таким инвесторам, как «Роснефть» и «Газпром», возможна только при сохранении за ОСК блокирующего пакета.

Горящая субмарина К-150 «Томск» — атомный подводный крейсер класса «Антей» проекта 949А. Подлодка — аналог погибшей в начале 2000-х АПЛ «Курск». Судно заложено на предприятии «Севмаш» города Северодвинска 27 августа 1991 года, в эксплуатацию принято в июле 1996 года, а 17 марта 1997 года вошло в состав 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. В 2008 года лодка была отправлена на капитальный ремонт, который продолжается до сих пор. Основное вооружение крейсера — 24 противокорабельные крылатые ракеты П-700 «Гранит».

Пожар на подлодке «Томск» — уже второе ЧП на атомных субмаринах, ремонтируемых в доках завода «Звезда». В ноябре 2008 года громкая авария на АПЛ «Нерпа» привела к гибели 20 человек: во время ходовых испытаний в рамках госприемки подлодка вышла из акватории завода «Звезда» в Большом Камне для производства торпедных стрельб, однако внезапно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать ядовитая смесь. Виновниками ЧП следствие назначило капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева, обвиненного в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, и старшину Дмитрия Гробова — его обвинили в причинении смерти по неосторожности двум и более лицам. Суд присяжных уже дважды оправдал обоих, однако военная прокуратура ТОФ в третий раз обжаловала приговор. В понедельник представители надзорного ведомства прибыли на завод «Звезда» с проверкой по факту нового ЧП.