Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зарубка за рубку

Вместо запрета на рубки в защитных лесах новый законопроект Минприроды может разрешить их, опасаются экологи

Новый законопроект Минприроды не запрещает, а разрешает рубки в защитных лесах, опасаются экологи, хотя документ был подготовлен по поручению президента ввести запрет на промышленную лесозаготовку в защитных зонах. В министерстве утверждают обратное, объясняя беспокойство «зеленых» разницей в терминалогии.

В среду на Лесном совете в Минприроды чиновники представили законопроекты о регулировании использования и воспроизводства лесов (семь законопроектов уже подготовлены, еще одиннадцать находятся в разработке). Проекты законов были разработаны по поручению президента Владимира Путина, которое он дал на заседании Госсовета 11 апреля этого года. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России собрал 120 тыс. подписей под предлагаемыми поправками, которые были переданы правительству. Один из законопроектов касается запрета рубок в защитных лесах: за этот запрет экологи боролись всю зиму. Однако представленный вариант законопроекта оказался весьма настораживающим. Фактически может получиться так, что поправки в закон не запретят, а разрешат рубки.

«Речь шла о том, что сейчас территория защитных лесов отдается в аренду под промышленные рубки, в основном так происходит в Приморье на Дальнем Востоке. Там обширные орехово-промысловые леса, в которых обитают амурские тигры. Так как наш президент любит тигров, то в апреле он поручил ввести запрет на рубки», — объясняет позицию власти руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко.

Экологи с интересом ждали текста законопроекта, над которым трудились сотрудники Минприроды, так как просто ввести запрет на спиливание деревьев в таких лесах нельзя: есть еще рубки ухода и санитарные рубки, благодаря которым в теории должны убираться больные и лишние деревья, а в реальности их используют для заготовки здоровых деревьев. «Кроме того, в Лесном кодексе нет термина «промышленные рубки», и надо было как-то передать поручение президента, но другими словами», — поясняет Ярошенко.

Планируется ввести поправки в ч. 5 ст. 120 Лесного кодекса, которые вводят запрет на передачу защитных лесов и особо защитных участков леса в аренду или постоянное (бессрочное) пользование в целях заготовки древесины.

При этом чиновники «забыли», что есть еще возможность передавать участки в краткосрочное пользование лесозаготовителям.

«В таком виде, как сейчас, документ не исключает передачу защитных лесов под рубки по договорам купли-продажи, — пояснила «Газете.Ru» руководитель Лесной программы WWF России Елена Куликова. — То есть в регионах власть сможет раздавать защитные леса промышленникам на короткие сроки. Это создаст хаос, в том числе бумажный — надо будет составлять множество документов. Появится дополнительная возможность вести незаконные рубки».

Зато авторы поправок вспомнили про уже арендованные участки в защитных лесах, на которых идет заготовка древесины. Законопроект прямо разрешает эти вырубки: «допускается использование для заготовки древесины лесных участков, расположенных в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, предоставленных в аренду в целях заготовки древесины» до принятия данных поправок.

«Получается, что защитные леса, которые стали предпосылкой для поручения президента, все равно будут потеряны», — говорит представитель Гринпис.

Как видно, рубить в защитных лесах будет можно, хотя президент попросил Минприроды об обратном: «установлении критериев и нормативов определения категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, а также установлении правовых режимов указанных лесов и участков лесов, исключающих проведение в этих лесах и на этих участках промышленных рубок и передачу их в аренду в целях заготовки древесины».

«Законопроект очень неполон, он даже не полностью выполняет требования, установленные в перечне поручений президента по итогам Госсовета, — поясняет координатор проектов по лесам высокой природоохранной ценности WWF России Константин Кобяков. — Мало того что остается возможность использования тех защитных лесов, которые уже переданы в аренду, а это очень немало. Но к тому же аренда — далеко не единственно возможный путь для проведения промышленных лесозаготовок в защитных лесах. Есть еще договоры купли-продажи, рубки ухода и санитарные.

Поэтому проект поправок в законодательство, предложенный WWF, и состоял из 20 страниц, а осталась из него — одна строчка.

Хотя наши поправки решали множество проблем защитных лесов, не только проведение в них промышленных рубок, но и улучшали порядок проведения и назначения рубок ухода и санитарных рубок, ограничивали возможности для «распила» лесных земель под застройку и т.д. Поэтому важно, чтобы с принятием этого законопроекта от МПР (если он будет принят) работа на этом не остановилась».

Из-за спешки (президент поручил подготовить текст к 1 сентября) законопроект был внесен в правительство без обсуждения. «Мы идем вне регламента — внесли в правительство без обсуждения», — подтвердил в среду на Лесном совете в Минприроды директор департамента госполитики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России Александр Мариев. Он пообещал, что обсуждение будет обязательно проведено: приходится обсуждать постфактум. Авторы законопроекта напоминают, что это еще не окончательный вариант, после обсуждения в него можно будет внести поправки.

«Нас смутило еще одно: обычно такие законопроекты публикуются на сайте Минприроды, а тут он был размещен на новом едином портале проектов федеральных органов власти. Мы не знали о нем и были не подготовлены», — добавляет Елена Куликова. Она заверила, что WWF России непременно поднимет в Минприроды вопрос о внесении поправок в документ.

В Минприроды объясняют, что законопроект не разрешает промышленные рубки в защитных лесах. Дело в разных взглядах на терминологию у экологов и бизнеса.

По действующему закону, в защитных лесах нельзя вести заготовку древесины для промышленных целей, но разрешены санитарные рубки и рубки ухода за лесом. Такие виды рубок нужны для восстановления поврежденных пожарами, ветровалами и болезнями защитных лесов. «Во время рубок ухода может образоваться древесина, которую затем можно использовать в промышленных целях – для лесопереработки. Экологи считают, что это тоже является промышленной заготовкой древесины», — пояснил «Газете.Ru» директор департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды Александр Мариев. По его словам, на Дальнем Востоке есть прецеденты, когда региональные органы власти передавали компаниям участки в орехово-промысловых лесах в целях промышленной заготовки. «Из-за этих случаев острых конфликтов местного населения, компаний и экологов мы будем менять законодательство для всех категорий защитных лесов во всех регионах», — говорит Мариев.

Чтобы защитить интересы лесозаготовителей, у которых в аренде, наряду с эксплуатационными лесами, находятся участки защитного леса, в законопроекте и было прописано исключение. «Они получили право пользования этими лесными участками в соответствии с законом, мы не можем просто отобрать это право», — говорит Мариев.

Лазейки в законодательстве, когда под видом рубок ухода в защитных лесах ведется целенаправленная заготовка древесины и лесу наносится ущерб, вскоре будут исключены: вместе с законопроектом разрабатываются новые режимы пользования защитными лесами, утверждают в министерстве.

«Мы обсуждаем два небольших абзаца законопроекта, но они содержат лишь общее направление. Самое важное предстоит при разработке подзаконных актов, в которых будут расписаны критерии выделения защитных лесов. На основе критериев в этих лесах будут формироваться режимы. Например, мы обязательно будем рассматривать запрет на рубки ухода в тех же орехово-промысловых зонах в целях сохранения популяции амурского тигра. Сейчас критерии и режимы прописаны крупно, не детально, что и приводит к конфликтам», — говорит Мариев. Он отметил, что в Минприроды поддерживают конструктивные предложения, и текст законопроекта будет обязательно дорабатываться. «В том случае, если жесткое по срокам поручение президента вызовет много дискуссий и потребует больше работы, то мы будем просить правительство и президента продлить срок работы, чтобы решение было взвешенным, чтобы промышленные и природоохранные интересы были соблюдены».

По состоянию на 1 января 2013 года общая площадь защитных лесов на землях лесного фонда в России — 277,8 млн га, это 23,3% от общей площади земель лесного фонда. В 26 субъектах страны защитные леса составляют 75 и более процентов от лесных земель. Московская область, все регионы ЮФО, Ненецкий автономный округ, Оренбургская область и многие другие покрыты только защитными лесами.

Слово «защитные» указывает на функцию этих лесов. Это, в частности, территория вокруг рек и дорог, притундровые и горные леса, орехово-промысловые леса.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим в селе Абатское Тюменской области возрос до 1188 см
В Оренбуржье остаются подтопленными паводком почти девять тысяч домов
«Соллерс» продал свою долю в Aurus
Полиция Лондона предъявила обвинения мужчинам, якобы связанным с Россией
Директора российской спортшколы будут судить за кражу миллионов рублей у детей с ОВЗ
Honor представила бюджетный смартфон, спереди напоминающий iPhone
В консульстве РФ подтвердили смерть россиянина в турецком отеле
Названа сумма, за которую гаишник отпустил напавшего на байкера Шахина Аббасова
В карельской школе учеников одели в бронежилеты с нашивкой «Груз 200 мы вместе»
Байден заявил, что планирует провести дебаты с Трампом
В Бельгии отказались следовать указу Путина об активах
Путин передал «дочки» Ariston и BSH Hausgerate во временное управление
Отпустивший машину Шахина Аббасова гаишник заявил, что «накосячил»
Зеленский уволил командующего Сил поддержки ВСУ
Пенсионер дал отпор вору, попытавшемуся украсть у него телефон
Президент «Урала» посоветовал российским футболистам уезжать в Европу
Ученые назвали профессии с повышенным риском развития деменции
В ООН заявили об осуждении любых повреждений критической инфраструктуры
Все новости