Военным по-прежнему давит «Лесная корона»

Обманутые дольщики Минобороны провели в Москве очередную акцию протеста

Инициативная группа дольщиков
Обманутые дольщики Минобороны снова вышли на улицу — в четверг военное ведомство пикетировали соинвесторы ЖК «Лесная корона» в подмосковном Юбилейном. По словам пикетчиков, министерство продолжает водить их за нос. В самом Минобороны утверждают, что со сменой руководства отношение к проблемным стройкам изменилось, и рассчитывают «до конца года получить ощутимый прогресс».

Обманутые дольщики жилого комплекса «Лесная корона» в подмосковном городе Юбилейный пикетировали в четверг Министерство обороны в Москве. Гражданские соинвесторы строительства уверены, что в их десятилетних бедах виновно именно военное ведомство, владеющее отведенной под строительство землей.

По их словам, сначала Минобороны под разными предлогами не оформляло инвестору земельные отношения и разрешение на строительство, затем пыталось расторгнуть инвестконтракт, «зачистив» объект от гражданских, и, наконец, пообещав завершить долгострой своими силами, больше года водит дольщиков за нос.

Пикет не был согласован — Минобороны не позволяет проведение каких-либо массовых акций вблизи своей территории. Восемь дольщиков рассредоточились по улице Знаменке, двое из них прогуливались у входов в новое и старое здания министерства с плакатами.

«Главное управление обустройства войск Министерства обороны не выполняет приказ министра», — гласил один из этих плакатов, напоминая о последнем решении ведомства в отношении злополучного жилого комплекса. «Я — бомж! Спасибо вам за это!» — констатировал другой. Через 40 минут после вмешательства охраны министерства дольщикам пришлось разойтись.

Строительство ЖК «Лесная корона» началось в 2003 году на территории 4-го ЦНИИ Минобороны РФ. Заказчиком выступило московское КЭУ (квартирно-эксплуатационное управление) Минобороны. Инвестором-застройщиком — ООО «Фирма «Альфа-дизайн». Проектом предусматривалось строительство шести 17-этажных домов и необходимой инфраструктуры. Два дома первой очереди планировалось сдать в эксплуатацию еще в конце 2004 года. Однако сроки окончания строительства постоянно переносились, а весной 2005 года оно было вообще остановлено. Дома второй очереди строить так и не начали, бросив «на уровне фундамента».

Причиной остановки строительства стал спор между его участниками по поводу распределения долей.

Как и во многих случаях, строительство и продажа «Лесной короны» начались без оформления договора аренды земли и согласования документации. Согласно инвестконтракту, подписанному между заказчиком и застройщиком 3 января 2003 года, общая доля Минобороны должна была составить 22,5%, а 77,5% построенных квадратных метров отходили инвестору. Однако через год, 5 февраля 2004 года, когда строительство было в самом разгаре, появилось распоряжение Министерства имущественных отношений РФ (куда инвестконтракт пришел наконец-то на согласование), которое предписывало передать «в собственность Российской Федерации с последующим закреплением за Минобороны» уже 34,87% площадей. Такое распределение долей инвестор посчитал для себя убыточным, и стройка в Юбилейном встала.

А более 400 соинвесторов, уже вложивших деньги в строительство, оказались не нужны ни гражданским, ни военным властям.

По словам координатора общественного движения «Дольщики России» по проблемным объектам Минобороны Виктора Мельчекова, Министерство строительного комплекса Московской области отказывалось даже регистрировать их договора, отсылая людей в Минобороны. А для Минобороны они были «лишь гражданские, которым некуда девать деньги».

Через пять лет после начала строительства Минобороны обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительным инвестконтракта, на основании которого привлекались деньги гражданских соинвесторов. При этом самих дольщиков суд отказался признать «третьими лицами», заявляющими самостоятельные требования. Дольщики посчитали, что таким образом «Минобороны решило освободить площадку от инвестора и привлеченных им физлиц, которые не находятся с ведомством в непосредственных договорных отношениях», и подали встречный иск. В итоге дольщиков все-таки признали участниками процесса: тяжба длилась более года и завершилась отклонением требований Минобороны.

У самого застройщика к этому времени дела обстояли не лучшим образом, и в 2010 году в его отношении была введена процедура внешнего управлением. Впоследствии, чтобы не допустить банкротства, застройщик предложил мировое соглашение, условием которого была передача объекта Министерству обороны. На сегодняшний день этот вопрос еще не решен.

Тем не менее год назад военное ведомство пообещало достроить объект своими силами и решить вопрос с дольщиками.

В начале мая 2012 года экс-министром Анатолием Сердюковым было принято решение о возложении функций инвестора на ОАО «Главное управление обустройства войск» (структуру «Оборонсервиса») и возобновлении строительства под контролем департамента имущественных отношений Минобороны.

Почти год спустя на парламентских слушаниях, прошедших в апреле нынешнего года в Госдуме, директор этого департамента Дмитрий Куракин заявил, что процесс находится под контролем. «Сегодня мы завершили работу по смене менеджмента и советов директоров в соответствующих организациях «Оборонсервиса», в частности в Главном управлении обустройства войск, которое определено инвестором по достройке этого объекта, — заявил Куракин. — И я надеюсь, что мы сможем до конца года получить ощутимый прогресс и приступить к строительным работам на соответствующей строительной площадке».

Кроме того, представитель Минобороны сообщил, что во внутреннем рабочем реестре ведомства числится 1029 обманутых дольщиков, и «эту цифру можно смело увеличить еще на одного дольщика под названием «Министерство обороны Российской Федерации»».

По данным самих дольщиков, в настоящее время на землях Минобороны остается 11 недостроенных объектов, квартиры в которых ждут уже 10–15 лет 1329 семей. По их мнению, в Минобороны просто не готовы признать истинные масштабы случившегося и свою ответственность за сложившуюся ситуацию.

«Реальная картина, география и масштабы преступлений Минобороны повсеместно скрываются, — говорит Мельчеков. — И очень забавно слышать от представителя министерства, являющегося застройщиком и заказчиком на объектах, где привлекались наши средства, что оно такой же обманутый дольщик, пострадавший от действий жуликов, которых само же выбрало на конкурсной основе. Но дело уже в другом: больше года прошло с момента принятия решения о достраивании «Лесной короны» своими силами, почти три месяца с момента слушаний в Думе, и в Минобороны по-прежнему ничего не могут решить».

Полную беспомощность в ситуации, когда стороной, заключившей скандальные инвестконтракты, с самого начала выступали федеральные структуры, демонстрируют и гражданские власти, утверждают в «Дольщиках России».

Объекты военного ведомства по-прежнему не включаются в списки проблемных, вопросы не решаются на уровне региональных властей и не рассматриваются Минрегионразвития. (Ранее экс-министр регионального развития Виктор Басаргин говорил, что у него нет возможности влиять на разрешение ситуации на объектах Министерства обороны.)

По данным рабочей группы партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков под руководством зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна, всего по стране насчитывается девять проблемных объектов Минобороны (в Москве, Московской, Новосибирской, Брянской областях и Краснодарском крае) и около тысячи пострадавших дольщиков. И это без учета военнослужащих, имеющих от 20 до 25% жилья в строящихся домах. По словам Хинштейна, Минобороны оказалось в сложной ситуации, являясь заказчиком строительства, которое прекратилось по разным причинам. Но новое руководство ведомства обещает решать проблемы пострадавших дольщиков.