Рекордный истребитель-перехватчик: 55 лет испытаниям МиГ-25

9 сентября 1964 года свой первый полет совершил экспериментальный истребитель-перехватчик Е-155П-1, который после завершения программы государственных испытаний получил индекс МиГ-25. Сверхзвуковая высотная двухдвигательная воздушная машина, получившая на Западе прозвище Foxbat (летучая лисица), относилась к самолетам третьего поколения. Самолет представлял собой двухкилевой моноплан с верхним расположением трапециевидного крыла, двумя двигателями с боковым расположением регулируемых воздухозаборников и цельноповоротным стабилизатором.

В процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. Даже после завершения тестовых мероприятий и начала серийной постройки опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.

Официальная презентация МиГ-25 состоялась 9 июля 1967 года, а в мае 1972-го летательный аппарат приняли на вооружение истребительной авиации войск ПВО СССР. Три года спустя за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный летчик-испытатель СССР Степан Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза. В военных целях детище конструкторского бюро Микояна – Гуревича использовалось ВВС Египта, Сирии и Ирака в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке. СССР применял МиГ-25 во время войны в Афганистане.

Поучаствовал МиГ-25 и в советской космической программе. Именно на этом самолете летчик-испытатель Магомед Толбоев встречал в 1988 году возвращавшийся из первого космического полета корабль «Буран».