Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Гормон командного успеха

Как гормональный фон влияет на эффективность командной работы

Екатерина Шутова 22.08.2016, 17:25
shutterstock.com

Почему одни команды работают эффективно, а другие никак не могут показать высокие результаты, ответили ученые. Оказывается, все дело в гормонах — в частности, в тестостероне и кортизоле.

О том, как повысить эффективность командной работы, выпущены сотни книг. В одних утверждается, что члены команды должны дружить между собой, в других — что свои обсуждения команда должна проводить в неформальной обстановке, в третьих — что нужно устанавливать временной лимит для принятия решений.

А сейчас международная команда ученых провела исследование и выяснила, что эффективнее всего работают команды, у членов которых повышенная выработка гормона тестостерона и пониженная — кортизола.

С текстом работы можно ознакомиться в журнале PNAS.

В исследовании приняли участие 370 студентов, обучающихся по программе MBA, из которых 63,8% были юношами, 36,2% — девушками. Средний возраст добровольцев составлял 27 лет; среди волонтеров были как темнокожие, так и светлокожие студенты. 157 участников исследования (42,4%) родились на территории США, остальные молодые люди являлись выходцами из других стран.

Ученые случайным образом поделили добровольцев на 74 команды по три или по шесть человек. За неделю до эксперимента у всех участников исследования взяли образцы слюны, чтобы определить уровень их тестостерона и кортизола. Тестостерон — это основной мужской половой гормон, который участвует в развитии мужских половых органов и вторичных половых признаков (рост бороды, усов, появление низкого тембра голоса). Известно, что повышенный уровень тестостерона приводит к подавлению активности иммунной системы и повышает склонность к риску и лжи (а еще, как показало одно из недавних исследований, высокий уровень тестостерона делает мужчин менее склонными к проявлению отцовских чувств).

Кортизол — это «гормон стресса», который также выступает регулятором углеводного обмена. Кроме того, известно, что кортизол оказывает противовоспалительное действие — и поэтому врачи его используют для лечения ревматоидного артрита и прочих недугов, характеризующихся интенсивными воспалениями.

В ходе исследования ученые предложили командам пройти эксперимент — им нужно было в течение недели поддерживать в рабочем состоянии вымышленную медицинскую лабораторию, которая занималась анализами крови, работала 24 часа в сутки и конкурировала с другими лабораториями. Участникам была дана полная свобода — они могли сами придумывать любой план работы и следовать ему. Их главная цель заключалась в следующем: нужно было максимизировать производительность и доходы лаборатории.

В итоге ученые выяснили, что результат каждой из 76 команд оказался напрямую связан с тем, какой был средний уровень тестостерона и кортизола у ее членов. Если у участников уровень кортизола был низким, а уровень тестостерона высоким, им удавалось справиться с поставленной задачей на отлично.

Такие команды смогли заключить наибольшее число контрактов и привлечь максимальное количество клиентов.

Сначала ученые предположили, что полученные результаты связаны с тем, что пониженный уровень кортизола свидетельствует о низком уровне тревожности и высокой стрессоустойчивости, а повышенный уровень тестостерона — о склонности к доминированию. Однако связи между этими качествами и уровнем гормонов исследователи не обнаружили.

По мнению авторов работы, высокий уровень тестостерона и низкий уровень кортизола способствуют сильному взаимодействию внутри группы — и, следовательно, эффективному принятию решений. Исследователи отмечают, что ранее было доказано: люди с высоким уровнем тестостерона и низким уровнем кортизола пользуются большой популярностью и уважением у коллег, воспринимаются как лидеры, часто принимают рискованные и даже иррациональные решения и всегда пытаются повысить свой социальный статус. Кроме того, несколько лет назад ученые определили, что заработок брокеров повышается в те дни, когда уровень их тестостерона высокий.

«Предыдущие исследования командной работы были сфокусированы в основном на демографических или психологических характеристиках членов команды, — комментируют ученые.

— Мы же обратились к биологическим признакам и пришли к выводу, что гормональный фон влияет на производительность команд».

Кстати, интересно, что долгое время считалось: властные позы — откидывание на спинку стула и скрещивание рук за головой, забрасывание одной ноги на другую, руки, упертые в бока, — влияют на физическое состояние человека, повышая уровень тестостерона в крови. Однако недавно было доказано, что это не так. Исследователи провели эксперимент, в ходе которого попросили добровольцев принимать различные позы. До и после эксперимента у его участников измерялся уровень тестостерона в слюне. Результаты работы показали, что властные позы никак не влияли на физическое состояние человека.