55-летний разработчик программного обеспечения Джеймс Бойсен из города Остин (штат Техас, США) страдал от редкой формы раковой опухоли и сахарного диабета. Диабет был диагностирован, когда Джеймсу было пять лет. Из-за диабета в 1992 году пациенту были пересажены новые органы — поджелудочная железа и почка. После этого он начал принимать подавляющие иммунитет препараты, чтобы помешать отторжению донорских органов. Эти лекарства повысили риск развития рака, и в 2006 году пациенту был поставлен еще один неутешительный диагноз — лейомиосаркома, которая представляет собой редкую форму раковой опухоли. Эта опухоль является злокачественным образованием из гладких мышц. Чаще всего она располагается в органах желудочно-кишечного тракта, мышцах конечностей, значительно реже встречаются кожные и подкожные лейомиосаркомы, а также поверхностные лейомиосаркомы половых органов. В случае Бойсена пострадала гладкая мускулатура, расположенная под кожей черепа.
Для лечения раковой опухоли пациент проходил курсы химиотерапии. Агрессивное лечение стало причиной того, что у Бойсена начали разрушаться кости черепной коробки, которые через некоторое время стали угрожать состоянию головного мозга пациента, а на голове образовалась открытая рана. Кроме того, химиотерапия постепенно выводила из строя пересаженные органы — почку и поджелудочную железу, но Бойсен при этом
не мог принимать какие-либо поддерживающие состояние органов медицинские препараты из-за лекарств, подавляющих иммунитет. Врачи, в свою очередь, не могли заменить отказывавшие органы на новые из-за повреждений черепной коробки.
Джесс Зельбер, один из лечащих врачей Джеймса Бойсена, рассказывает: «Когда я впервые его встретил, я понял, что он одновременно нуждается в новой почке, поджелудочной железе, ему необходимо принимать подавляющие иммунитет препараты. Кроме того, была необходима полная трансплантация костей черепа и скальпа. Это была действительно уникальная клиническая картина, которая предоставила нам возможность провести комплексную операцию по трансплантации органов».
Решиться на такой сложный шаг отважилась команда более чем из 50 хирургов и членов медицинского персонала из Методистской больницы Хьюстона (Houston Methodist Hospital), которая известна во всем мире благодаря успехам в кардиохирургии, онкологии, трансплантации органов и лечении эпилепсии, а также из Онкологического центра им. Андерсона в Техасском университете. В ходе операции, длившейся более 15 часов, хирурги заменили отказывавшие почку и поджелудочную железу, а также пересадили кости верхней части черепа и полоску кожи — скальп, ширина которого составила 25 сантиметров.
Ранее врачи уже проводили операции по замене костей черепа, например, в 2014 году «Газета.Ru» рассказывала о том, что голландские хирурги заменили пациентке почти целый череп, который был создан из искусственных материалов и напечатан на 3D-принтере. Несмотря на то что в случае Джеймса Бойсена пересажен был не весь череп, а его часть, достижение американских хирургов является действительно уникальным, так как
пересаженные кости представляют собой донорские органы. Подобных операций в мире до сих пор не проводилось.
Почка и поджелудочная железа были взяты от того же донора, что и череп со скальпом.
Операция состоялась 22 мая, однако врачи и сам пациент рассказали о ней только сейчас. Вскоре Бойсен будет выписан из больницы — врачи утверждают, что его восстановление происходит очень быстрыми темпами. Сам пациент описывает свои впечатления следующим образом: «Это был долгий путь, и я очень благодарен всем врачам, которые проводили трансплантацию. Я в восторге от того, как прекрасно я себя чувствую, и я безмерно счастлив, что у меня появился шанс вернуться к занятиям делами, которые мне нравятся, и быть с людьми, которых я люблю». Кроме того, Бойсен заявил: «Я шокирован тем, насколько хорошо мне подобрали донора. У меня же теперь будет больше волос, чем тогда, когда мне был 21 год!»
Хирурги утверждают, что полностью удовлетворены состоянием пациента. Так, Майкл Клебук, хирург из команды Методистской больницы Хьюстона, сообщает: «Это была чрезвычайно сложная операция, потому что при пересадке тканей мы прибегали к микрохирургии. Представьте, что нам под микроскопом
приходилось сшивать между собой кровеносные сосуды, диаметр которых составлял около полутора миллиметров, при помощи швов, чья длина составляла половину диаметра человеческого волоса».
Все врачи отмечают терпение, смелость и энтузиазм Джеймса Бойсена. Осама Габер, хирург и директор Центра трансплантологии Методистской больницы Хьюстона, сообщает: «Я был приятно удивлен тем, что, несмотря на сложный характер операции, операции по забору органов у донора и пересадке их пациенту прошли гладко. Наши медсестры и трансплантологи просто влюбились в Джеймса, и мы очень рады, что он идет на поправку».