Кровопийцы из СС

В середине Второй мировой войны нацистские ученые из СС планировали использовать малярийных комаров в качестве оружия массового поражения. «Газета.Ru» рассказывает об экспериментах в концлагере Дахау, а также о том, как аффилированная с Гиммлером группа исследователей применила их в Италии.

Эксперименты нацистов над людьми в ходе Второй мировой войны и разработка ими оружия массового поражения давно стали притчей во языцех. Однако до недавнего времени многие из опытов, которые проводили немецкие ученые, оставались в закрытых архивах.

В ходе работы с архивными документами ученым из Тюбингенского университета удалось выяснить, что нацистские исследователи активно проводили опыты по разработке биологического оружия, несмотря на то что Гитлер ввел запрет на его создание и применение.

Статья, посвященная попыткам использования малярийных комаров в качестве подобного оружия, опубликована в научном журнале Endeavour.

В частности, группе ученых под руководством доктора Клауса Рейнхардта впервые удалось ознакомиться с прежде засекреченными документами аффилированного с Ваффен-СС Энтомологического института при концентрационном лагере Дахау. Прежде было известно, лишь что сотрудники этого учреждения занимались борьбой с заболеваниями, переносчиками которых являются насекомые, например с тифом, из-за вспышки которого погибли как многие заключенные, так и нацистские надзиратели крупного концлагеря Нойенгамме. Однако ситуация изменилась после того, как в 1942 году концлагерь посетил рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. На месте его познакомили с разработанными немецкими учеными методами борьбы со вшами, от которых страдали воевавшие на Восточном фронте.

Впечатленный увиденным Гиммлер в шутку предложил использовать насекомых в качестве оружия, однако ученые восприняли предложение рейхсфюрера вполне серьезно.

На протяжении двух лет нацисты занимались теоретической разработкой: выясняли, какие именно насекомые соответствуют одновременно двум параметрам — могут выживать без пищи на протяжении долгого времени, а также переносят смертельно опасные для человека заболевания. В конце концов исследователи остановились на анофелесе (Anopheles maculipennis) — малярийном комаре, который является переносчиком паразитов человека малярийных плазмодиев и может обходиться без пищи в течение пяти дней.

Таким образом, в 1944 году в Дахау полным ходом шла подготовка к использованию малярийных комаров в качестве биологического оружия массового поражения.

Более того, Рейнхардт утверждает, что нацистским ученым удалось добиться успехов в увеличении продолжительности жизни этих насекомых в экстремальных условиях. Кроме того, исследователи создали компактные контейнеры для транспортировки этих насекомых.

А прежде было обнародовано лишь то, что в Дахау ставились опыты, в ходе которых узников заражали малярией и отслеживали их состояние и прогрессирование болезни.

В частности, руководителем подобных экспериментов был лагерный врач Клаус Шиллинг, которого приговорили к смертной казни через повешение по итогам Нюрнбергского трибунала.

На протяжении долгого времени было неизвестно, успели ли нацисты применить собственные наработки. Специалисты, ознакомившиеся с результатами работы Рейнхардта и сопоставившие их с известными событиями времен Второй мировой войны, пришли к выводу, что подобные случаи действительно имели место. В качестве примера исследователи приводят события в Италии в 1943 году. Тогда союзники активно продвигались по территории, находившейся под контролем итальянских войск.

Чтобы приостановить их продвижение, энтомолог Эрих Мартини, являвшийся большим другом Генриха Гиммлера, предложил выпустить миллионы малярийных комаров навстречу войскам противника.

Немецкие военные прислушались к словам Мартини и затопили осушенные в течение 1930-х годов Понтийские болота, находившиеся в 30 км от Рима. Затем в эти болота выпустили несколько тысяч Anopheles maculipennis. Однако приостановить продвижение союзников в направлении Рима не удалось: британские и американские военные узнали об этих планах и снабдили солдат антималярийными препаратами. Пострадали рядовые жители: если в 1943 году было зафиксировано 1217 случаев заболевания малярией, то в 1944 году их было уже 54 929.