Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Самая землеподобная планета»

Астрономы нашли первую землеподобную планету внутри зоны обитаемости

Павел Котляр 18.04.2014, 09:53
Danielle Futselaar

Напоминающая Землю экзопланета, потенциально пригодная для существования жизни, найдена. Открытием поделились ученые, анализирующие данные с телескопа Kepler.

Экзопланета, напоминающая по параметрам Землю, наконец-то найдена. Открытие сделано американскими астрономами на основе данных, присланных космическим телескопом Kepler. Аппарат, запущенный специально для поиска планет в других звездных системах, вышел из строя прошлым летом, однако, как и прогнозировали ученые, собранных им данных хватит не на один год расшифровки, которые сулят научному миру немало интересных открытий. И в первую очередь открытий землеподобных планет в так называемой зоне обитаемости —

области вокруг звезды, где вода может находиться в жидком состоянии, не испаряясь и не замерзая.

В последние несколько лет ученые совершили немалый прогресс в открытии небесных тел в зонах обитаемости. Однако потенциально обитаемые планеты, схожие по размерам с Землей, до последнего времени найти не удавалось.

«Некоторые называют эти планеты обитаемыми, о чем, конечно, мы не знаем. Мы просто знаем, что они находятся в обитаемой зоне, и это лучшее место, где стоит искать обитаемые планеты», — говорит Стивен Кейн, автор открытия, о котором сообщает журнал Science.

Планета Kepler-186f — пятая и самая дальняя из целой группы небесных тел, обнаруженных у звезды Kepler-186. Все они, как и другие планеты из многотысячной коллекции телескопа Kepler, были открыты методом транзитов: вглядываясь в далекие звезды, телескоп фиксирует малейшие падения из блеска в момент прохождения по их диску планет. После того как астрономы удостоверились, что Kepler-186f является планетой, а не, скажем, пятном на поверхности звезды, они сумели вычислить ее радиус.

Самая землеподобная планета, как назвали ее ученые, оказалась совсем немного больше Земли: ее радиус превышает земной всего на 10%.

Ученые пока не знают, чему равна масса этой планеты, однако в оценках можно полагаться на сравнение с другими небесными телами такого радиуса. Размер планеты связан с силой притяжения у ее поверхности, а значит, со способностью удерживать такие газы, как водород и гелий. По расчетам астрономов, Kepler-186f находится у внешнего края зоны обитаемости, что могло бы означать опасность замерзания находящейся на ней воды. Однако тот факт, что планета несколько больше Земли, позволяет надеяться, что Kepler-186f имеет более толстую, чем Земля или Марс, атмосферу, способную удерживать тепло.

Есть у этой планетной системы и отличия от Солнечной.

«Мы привыкли искать аналоги Земли, то есть землеподобные планеты, в зоне обитаемости вокруг звезд, очень похожих на наше Солнце. Здесь ситуация несколько отличается, поскольку звезда отличается от нашей», — уверен Кейн.

Звезда Kepler-186 — карлик класса М, значительно холоднее и меньше в размерах, чем наше Солнце. Таких звезд в нашей галактике огромное количество, и некоторые особенности делают их весьма привлекательными для поиска жизни. «К примеру, маленькие звезды живут больше, и это означает,

что для биологической эволюции и протекания химических реакций есть больше времени», — пояснил Кейн.

Телескоп Kepler, который уже обнаружил более 3500 экзопланет, прекратил наблюдения в мае прошлого года, когда из строя вышел второй из четырех маховиков, необходимых ему для точной ориентации. Изначально в его задачи входило наблюдение за 150 тыс. звезд в узком участке созвездия Лебедя, что достигалось путем строгого наведения на определенный участок неба.

С потерей маховиков аппарат не может подолгу сохранять определенное наведение, хотя и не теряет работоспособности. Поэтому в конце 2013 года ученые решили продлить работу телескопа, разработав для нее К2-миссию. Предполагается, аппарат будет развернут своей осью параллельно вектору движения вокруг Солнца, что позволит минимизировать воздействие на него давления солнечного ветра. В течение одного года телескоп сможет наблюдать 4–6 точек на небе, лежащих в плоскости эклиптики, внутри каждой из них он способен изучить 10–20 тыс. звезд.