Пенсионный советник

Кока и алко в инке

Кока и алкоголь использовались инками при жертвоприношениях

Яна Хлюстова 30.07.2013, 10:18
Мумифицированное тело инкской девочки, найденное на вулкане Льюльяйльяко El Tribuno-Walter Echazu/Reuters
Мумифицированное тело инкской девочки, найденное на вулкане Льюльяйльяко

Древние инки заранее готовили своих сородичей к ритуальным жертвоприношениям, выяснили ученые. Листья коки и алкогольные напитки использовались как необходимые элементы для подготовки человека к переходу в иной мир.

В 1999 году на вершине вулкана Льюльяйльяко, который расположен в Западной Кордильере Анд, на границе Чили и Аргентины,

были найдены мумифицированные тела трех детей: мальчика 4–5 лет и девочек 5 и 13 лет.

Дети принадлежали к цивилизации инков и, очевидно, были жертвами ритуала капакоча. Капакоча – это сложный обряд, включавший в себя принесение в жертву животных, еды, драгоценных металлов и детей каждому священному месту и предмету империи инков.

Мумии детей находились в трех отдельных камерах, расположенных на церемониальной платформе. Платформа была построена на 25 метров ниже вершины вулкана (его высота составляет 6739 метров). Жертвы занимали сидячее положение и располагались на глубине 1,2 – 2,2 метра под землей. Тела очень хорошо сохранились, так как вершина вулкана покрыта вечными льдами.

Мумии были заморожены и никогда не размораживались, что позволило тканям тел сохраниться.

Группа ученых из Великобритании, Дании, Аргентины и США, возглавляемая доктором Эндрю Уилсоном из университета Брэдфорда изучила останки детей, чтобы лучше понять смысл обряда капакоча и его значение в жизни инков. С результатами работы исследователей можно ознакомиться в журнале PNAS.

Ученые уделили особое внимание изучению тринадцатилетней девочки. Она находилась в сидячем положении, со скрещенными ногами, наклоненной вперед головой и руками, свободно лежащими на коленях. Ее голова была покрыта тканью, а вокруг тела были разложены ритуальные артефакты: деревянные сосуды для питья, мешочки с кукурузой, арахисом и сушеным мясом, сумка с остриженными волосами девочки, а также мешочек, содержавший листья коки. Остатки этих листьев также были найдены во рту девочки.

Исследователи провели молекулярно-биологическое исследование и изотопный анализ волос девочки (остриженных и находящихся на голове). Результаты показали, что примерно за год до смерти ребенку начали давать листья коки и алкоголь, причем доза этих веществ постепенно увеличивалась.

Максимальная концентрация стимулирующего вещества была зафиксирована за полгода до смерти: она составила 18,6 нанограммов на миллиграмм волос.

Как раз в то время волосы девочки и были острижены.

Кока всегда имела важное значение для ритуальных обрядов жителей Анд и продолжает сохранять его до сих пор.

Например, индейцы использовали дым коки как жертву Солнцу, листья применялись для облегчения головной боли и сонливости, связанных с низким давлением в горах. Сегодня чай из коки популярен на «тропе инков» — туристской дороге на Мачу-Пикчу, где гиды и туристы пьют его для облегчения высотной болезни.

Анализ мумий двух младших детей показал, что они также подвергались воздействию коки и чичи – алкогольного напитка, изготовляемого из кукурузы и ферментируемого слюной, который считался священным.

Концентрация веществ в их тканях была намного меньше, чем в теле старшей девочки.

Это, вероятнее всего, обусловлено разными массами тел детей.

Результаты работы группы Эндрю Уилсона опровергли существовавшее ранее мнение, что жертвы имели разное ритуальное значение из-за разницы в возрасте и, как следствие, разницы в социальном положении. Все дети прошли

одинаковую «подготовку» к обряду капакоча, находились в одинаковых камерах и на одинаковой высоте.

Также ученые выдвинули версию по поводу выбора места для жертвоприношения. Они полагают, что размещение церемониальной платформы на вершине горного пика говорит о желании инков заявить о своем господстве над этой территорией, распространить свою власть на вновь освоенные земли.