Беременность бьет в самое сердце

Ученые объяснили феномен околородовой кардиомиопатии, нарушения функции сердца у беременных

Ученым удалось разгадать причины возникновения околородовой кардиомиопатии — нарушения функции сердца у беременных перед родами или у рожениц сразу после них, в половине случаев приводящего к гибели пациентки. Оказалось, что эти будущие мамы страдают гормональным нарушением роста сосудов в сочетании с повышенным давлением. Исследования на животных-моделях нацелены на поиск терапии этой патологии.

Околородовая кардиомиопатия — сердечнососудистое заболевание, развивающееся у женщин в последнем триместре беременности или сразу после родов. Оно наблюдается в среднем у одной из тысячи женщин, если исключить пациенток с ранее уже диагностированными сердечнососудистыми заболеваниями. Симптомы могут быть как относительно легкими, так и тяжелыми и выражаться в затруднении дыхания, связанном с нарушением функции сердца. Около половины пациенток спонтанно выздоравливают; однако у второй половины состояние продолжает ухудшаться, приводя к необходимости трансплантации сердца, а то и к смертельному исходу. Сложность этого заболевания в том, что до последнего времени его причины оставались загадкой для врачей.

Новое исследование, проведенное в медицинском центре Бет-Исраел-Диконес Гарвардской медицинской школы (США), проливает свет на происхождение заболевания.

Кардиомиопатия оказалась сосудистым заболеванием, вызванным дисбалансом белков, отвечающих за рост кровеносных сосудов в сердце у женщин в период до и после родов,

говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

«Это было совершенно непонятно: большинство женщин, заболевавших кардиомиопатией при беременности, в целом были здоровыми, ведущими активный образ жизни. Мы знаем, что основной стресс беременности для организма женщины приходится на первый триместр, но почему тогда будущие матери испытывали такие серьезные проблемы с сердцем в самом конце беременности? Теперь у нас есть ответы хотя бы на часть этих вопросов», — заявил руководитель работы Золтан Арани, слова которого приводит пресс-служба медицинского центра.

Ряд экспериментов на животных-моделях и на людях показал, что развитие заболевания происходит в результате двух ударов: сначала на поздних этапах беременности происходит нарушение нормального роста кровеносных сосудов, а затем по неизвестным причинам обычная защита ангиогенеза оказывается не эффективной против этого.

Ангиогенез — процесс роста и развития новых кровеносных сосудов — включается геном PGC1-альфа, на изучении которого и сосредоточила усилия лаборатория Арани.

«Мы обнаружили, что самки мышей, лишенные PGC1-альфа, неизменно умирали после первой или второй беременности, а их сердца были ненормально увеличенными.

Получилось, что эти мыши страдали околородовой кардиомиопатией, — мы получили отличную модель для изучения заболевания», — объясняет Арани.

Больных мышей начали лечить специально разработанным фактором роста сосудов VEGF (этот белок поддерживает развитие и здоровье небольших кровеносных сосудов). Чтобы исключить другие факторы, влияющие на рост сосудов, ученые искусственно подавили путь, реализуемый с помощью гормона пролактина, выделяющегося для производства материнского молока. Работа белка VEGF позволила значительно улучшить здоровье больных мышей.

Теперь ученым предстояло понять, почему беременность вызывает эту болезнь.

Обычно в конце нормальной беременности выделяются повышенные количества белков — факторов ангиогенеза. Это необходимо, чтобы предотвратить избыточное кровотечение при отделении плаценты, когда разрушаются кровеносные сосуды, связывающие мать с плодом. Однако в отдельных случаях на поздних сроках беременные страдают особой формой токсикоза — преэклампсией.

В этом случае кровяное давление растет до уровней, угрожающих жизни матери и плода.

Она вызвана гипервыделением плацентой особого фермента (SFLT1), сужающего сосуды, что и приводит к росту давления.

Арани и его коллеги предположили, что те же факторы могут влиять и на сосуды сердца. Действительно, при введении SFLT1 модельным мышам они умирали от сердечной недостаточности в течение трех недель. Даже здоровые мыши под действием этого фермента страдали ухудшением функции сердца.

Гипотезу проверили на людях: ученые проанализировали кровь около 40 пациенток, больных кардиомиопатией.

У половины больных в крови было обнаружено повышенное количество белков, препятствующих ангиогенезу.

Таким образом ученым удалось подтвердить механизм первого фактора развития болезни — проблемы роста сосудов на завершающей стадии беременности. Однако на исход влияет и второй фактор — несрабатывание защитных систем организма. Он может быть вызван как инфекцией, так и генетической предрасположенностью. В планах ученых разгадать загадку околородовой кардиомиопатии до конца.