США намерены обсудить с Венгрией и Словакией дальнейший отказ от российских энергоресурсов. Об этом заявил американский госсекретарь Марко Рубио.
«Мы проведем с ними переговоры. Мы поговорим с ними о том, что должно произойти. Я не собираюсь вдаваться в подробности того, что мы собираемся сказать на этих встречах», — уточнил Рубио.
С 13 по 15 февраля госсекретарь США примет участие в 62-й Мюнхенской конференции по безопасности, после чего отправится с визитом в Венгрию и Словакию.
Совет ЕС запретил импорт СПГ
В конце января Европейский совет объявил, что импорт сжиженного природного газа (СПГ) из России в Евросоюз будет полностью запрещен с начала 2027 года. Кроме этого, Евросовет также ввел запрет на поставки трубопроводного газа из РФ, который начнет действовать с 30 сентября 2027-го.
Регламент был принят несмотря на то, что Будапешт и Братислава проголосовали против. По данным Reuters, запрет специально разработали таким образом, чтобы обойти вето Словакии и Венгрии.
«Его одобрило подавляющее большинство стран, что позволило бы преодолеть сопротивление Венгрии и Словакии, которые по-прежнему сильно зависят от российского импорта энергоносителей и хотят поддерживать тесные связи с Москвой», — говорилось в публикации агентства.
В ответ на введение запрета Будапешт, как и обещал, подал иск в суд Евросоюза, потребовав отменить решение. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что без российской нефти и природного газа страна не сможет ни гарантировать безопасность энергоснабжения, ни сохранить низкую стоимость коммунальных услуг.
Министр отметил, что иск Будапешта основан на трех аргументах. Первый заключается в том, что подобное решение может быть принято только в рамках санкций, согласие на которые должны дать все члены блока. Также в договорах ЕС указано, что страны-члены могут самостоятельно выбирать источники энергии. Кроме того, решение нарушает «принцип энергетической солидарности».
Вице-спикер парламента Словакии Тибор Гашпар впоследствии заявил, что Братислава также намерена оспорить запрет в суде. Он уточнил, что Словакия подаст отдельный иск, однако будет координировать свои юридические действия с Венгрией.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо, в свою очередь, назвал запрет ЕС «энергетическим самоубийством» блока, за которое заплатят все его члены. Он отметил, что Братислава может выиграть процесс против Еврокомиссии, и добавил, что некоторые страны ЕС разделяют мнение о том, что ЕК обошла принцип единогласия, который необходим при принятии санкций.
Откажутся ли Венгрия и Словакия от российского СПГ?
Заведующая лабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко в беседе с ТАСС выразила мнение, что Венгрия и Словакия не успеют найти альтернативу российским энергоресурсам до вступления в силу запрета ЕС.
«Инфраструктура Словакии и Венгрии не позволяет им быстро перейти к альтернативным поставщикам. <...> И какие бы кредиты и гранты на выполнение планов по отказу от российских энергоресурсов в течение нескольких лет не брали эти страны, это не позволит, скорее всего, фактически за 1,5 года изменить энергетическую систему двух стран путем усиления мощностей энергетических сетей и перехода на возобновляемые источники энергии или через быструю смену поставщика, по большей части на США», — отметила она.
Левашенко добавила, что у Братиславы и Будапешта будет шанс оспорить запрет в суде. При этом директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в разговоре с НСН высказал противоположное мнение.
«Других альтернатив Венгрии и Словакии не предлагается. Кроме того, им никто не выделил компенсацию, за которую они отказались бы от российского газа и нефти. <...> Для Венгрии и Словакии это вопрос конкурентоспособности экономик. У них вырастет себестоимость производства, соответственно, о развитии экономики в этом случае говорить уже не приходится. Поэтому они и пытаются отстоять свою позицию, но шансы на это невысоки», — пояснил эксперт.
По данным Bloomberg, постепенный отказ Евросоюза от российского СПГ уже привел к резкому увеличению затрат в энергоемких отраслях промышленности по всей Европе — от химической до автомобильной и машиностроительной.
«Речь больше не идет о рентабельности или сокращении инвестиций. Речь идет просто о выживании», — заявил председатель совета директоров крупнейшего в Германии производителя химикатов для сельского хозяйства SKW Piesteritz Петр Чингр.
Что говорят в России?
Официальный предстатель Кремля Дмитрий Песков, комментируя запрет ЕС, называл этот шаг крайне неразумным с точки зрения экономических интересов европейских стран.
«Пока сложно опередить точно: то ли это счастливые вассалы, то ли несчастные рабы — время покажет. Но от свободы они отказались в любом случае», — отмечала представитель МИД РФ Мария Захарова.