Пенсионный советник

Выборы во Франции: боты, голография и рука Москвы

Что нового придумали кандидаты во время выборов во Франции

,

Ведение кампаний на президентских выборах во Франции имеет ряд особенностей и ограничений. Так, на телевидении запрещена платная реклама, а агитацию «от двери к двери» вести сложно, так как доступ в дома ограничен в связи с защитой частной собственности. Но если раньше кандидаты обходились теледебатами и массовыми митингами, то в этом году их политтехнологи проявили невиданную фантазию.

Кролик-националист

Марин Ле Пен, известная как лидер крайне правой партии «Национальный фронт», в своей предвыборной программе делает акцент на пересмотр миграционной политики Франции и пресечение нелегальной миграции, выход Франции из ЕС и НАТО, а также восстановление национальных границ. Лидер националистов бросила вызов политической элите Франции, продолжила политический путь отца, но дистанцировалась от его слишком резких и спорных заявлений.

Самый упоминаемый кандидат в интернете, по данным исследований французской мониторинговой платформы Visibrai, Ле Пен развернула вокруг себя во время избирательной кампании «онлайн-армию» (подразделение партии «Национальный фронт» по работе с пропагандой).

Как писала газета Financial Times, в поддержку Ле Пен велась самая мощная во французской политике кампания в социальных сетях. На официальные страницы Ле Пен в Facebook и Twitter были подписаны около 1,3 млн, однако есть мнение, что большинство этих людей — технические аккаунты-боты.

Реклама

Во второй половине февраля подписчики Ле Пен провели в социальных сетях три акции. Две из них были направлены на поддержку лидера «Национального фронта», а третья — на атаку главного оппонента, Эммануэля Макрона. Акции подразумевали использование фотографий с тегами #Marine2017 (#Марин2017), #LaFranceVoteMarine (#ФранцияГолосуйЗаМарин) и #LePionMacron (#ПешкаМакрон). Целью кампаний было привлечение к тегам внимания широкой аудитории и наращивание популярности. Впрочем, кажущуюся популярность тегам обеспечили не настоящие сторонники, а отрегулированное использование автоматических аккаунтов.

Хитом предвыборной кампании Ле Пен стал ее предвыборный ролик, который спустя семь дней после публикации набрал большую популярность в интернете. Клип снят в традициях голливудских трейлеров, и в нем лишь два главных действующих лица — Марин Ле Пен и Франция, которой кандидат с первых же секунд объясняется в любви. Главная особенность ролика состоит в практически отсутствии кадров партийных митингов и многотысячных собраний единомышленников, которые зачастую использовали соперники Ле Пен.

Появляясь в парижском кафе за чашкой кофе, прогуливаясь по столичной площади напротив Эйфелевой башни, Марин Ле Пен дает понять, что она такая, как все, а проблемы французов ей близки и понятны.

Ле Пен говорит, что всегда чувствовала органическую привязанность к своей стране, а теперь ей хочется остановить насилие и ограничение свобод, которые распространяются во Франции.

Еще одним ходом, который использовали далеко не все кандидаты, стал запуск трансляции Марин Ле Пен в мобильном приложении обмена фото и видео Snapchat. В модном среди молодежи приложении кандидат в президенты отвечала на вопросы аудитории, копировала их поведение, клеила на себя стикеры и превращалась в кролика с помощью специальных фильтров.

Таким образом Ле Пен пыталась привлечь молодых избирателей, однако этот ход шел вразрез с ее образом лидера националистической партии и не привел к росту рейтингов. Стоит отметить, что Snapchat использовали ее соперники Эммануэль Макрон, действия которого, в отличие от Ле Пен, оценили избиратели, а также Жан-Люк Меланшон и Франсуа Фийон.

Рука Москвы

Франсуа Фийон — кандидат от правоцентристской партии «Республиканцы», в его предвыборной программе было много консервативных пунктов. Политик выступает за необходимость обязательной ассимиляции мигрантов, против мультикультурной Франции, а также за нормализацию отношений между Парижем и Москвой. Разразившийся скандал вокруг Фийона о фиктивном устройстве им на работу своим помощником супруги Пенелопы фактически уничтожил его шансы на победу. Однако Фийон не стал снимать свою кандидатуру с президентских выборов.

Избирательная кампания Фийона не отличалась большим вниманием к социальным сетям. Его менеджеры ограничились созданием персонального сайта, ответами на вопросы избирателей в приложении Snapchat, предвыборным роликом, агитационными плакатами и крупным митингом в его поддержку. В марте 2017 года кандидат выступил перед многотысячным собранием сторонников на площади Трокадеро в Париже, видеозапись которого использовалась потом в его предвыборном ролике.

Сам сайт Фийона пестрит яркими красками, автоматическим воспроизведением его обращения к французскому народу, а также предложением о пожертвовании в фонд кампании.

Предвыборный ролик Фийона демонстрирует яркую природу Франции, сопровождаемую словами политика о его связи с народом Франции. На видео он встречается с простыми французами, жмет им руки, посещает заводы, офисы, а завершается видео бурными аплодисментами в адрес Фийона.

27 февраля для поддержки Фийона в Москву приехали представители партии «Республиканцы» и представили в МГИМО предвыборную программу кандидата, уверяя, что Фийон — единственный кандидат, способный восстановить отношения Франции и России.

Надо больше мигрантов

Бенуа Амон не вошел в четверку лидеров по итогам первого тура голосования, однако запомнился своими популистскими лозунгами. Амон принадлежит к левому крылу французских социалистов, а в его программе присутствуют такие пункты, как легализация употребления марихуаны и введение государственного контроля ее качества, а также введение гуманитарной визы для беженцев.

По его словам, легализация конопли должна «уничтожить наркотрафик и защитить граждан от дилеров, что значительно разрядит криминогенную обстановку в стране». Политик также считает, что Франция приняла слишком мало мигрантов, тем самым его программа составляла открытый контраст с повесткой Ле Пен. Еще одним заметным предложением Амона стало сокращение рабочего дня. Если бы он победил на выборах, то предприятия смогли бы перейти на четырехдневную рабочую неделю.

Восьмибитный троцкист

Жан-Люк Меланшон, которому в этом году исполняется 66 лет, вошел в историю французских выборов благодаря использованию передовых цифровых технологий и социальных сетей. Проецирование собственных голограмм в разных городах Франции, браузерная игра, в которой кандидат «вытрясает» из французских политиков деньги на предвыборную кампанию, бесчисленные ролики на YouTube — все это помогло Меланшону расширить свой электорат за счет молодежи и совершить своеобразную революцию в предвыборных технологиях Франции.

Голограмма, подготовленная для Меланшона компанией Adrénaline Studio, мгновенно стала громким информационным поводом. СМИ не только Франции, но и многих других стран активно освещали этот феномен предвыборной жизни Пятой республики.

Опередивший время Жан-Люк Меланшон находился в Лионе, в то время как его трехмерная голограмма разговаривала со сторонниками в городе Обервилье.

Трансляцию из Лиона проецировали на поверхность сцены, где изображение политика отражалось в полупрозрачном экране, установленном под углом 45 градусов перед зрителями. Меланшон предварительно отрепетировал свое выступление в студии.

Как рассказывал политик BFM TV, сложность такого выступления заключается в том, что он не мог выходить за рамки обозначенного точками на сцене пространства, иначе его двойник в другом городе просто исчез бы. Как сообщает Huffington Post, для выступления Меланшона подрядчик разработал специальные аудиоэффекты, усиливающие ощущение реальности речи 3D-голограммы кандидата.

Успех шоу политик решил усилить в несколько раз. Он выступил на митингах сразу в семи городах в разных частях Франции одновременно, что стало еще одним своеобразным рекордом. Пока остальные кандидаты мотались по городам, Меланшон отправлял туда свои голограммы, а сам выкладывал видео на YouTube, где миллионы смогли посмотреть его выступление.

Во Франции Меланшон стал первым политиком, использовавшим эту технологию во время предвыборной кампании. Однако ранее она уже применялась в других странах. Так, премьер-министр Индии Наренда Моди в 2012 году, а затем и в 2014-м проецировал свое изображение во время выступлений перед избирателями на десятки площадок единовременно. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2014 году также воспользовался возможностью находиться в нескольких местах для предвыборной агитации.

Тем не менее Меланшон — первый, кто выступал в прямой голографической трансляции, его предшественники демонстрировали заранее заготовленную запись своих речей. Согласно информации сайта Adrénaline Studio, стоимость одного такого шоу варьируется от €50 тыс. до €100 тыс.

Возможность виртуально заработать деньги на помощь народу Франции Меланшону предоставили создатели игры Fiscal Combat, оформленной в стиле старых приставочных игр для восьмибитных приставок. Герой игры — пиксельный человечек, в котором можно узнать Меланшона, шагает по улицам и встречает известных политиков: экс-министра бюджета Франции Жерома Каюзака, главу МВФ Кристин Лагард, бывшего президента Франции Николя Саркози и двух своих соперников по предвыборной гонке — Эммануэля Макрона и Франсуа Фийона.

Герой Меланшона должен подобраться к ним как можно ближе, схватить за лацканы пиджака и вытрясти как можно больше денег. Нарисованные политики отдавать свои нарисованные деньги не хотят — язвят в ответ и дерутся, периодически лишают Меланшона жизни.

В игре отсутствует Марин Ле Пен. Сам Меланшон объяснил это тем, что лидер «Национального фронта» не олигарх и после разговора с художником они решили не включать ее в игру.

Помимо использования цифровых технологий и виртуальной реальности Меланшон сделал ставку и на личное общение со своими избирателями. За неделю до первого тура голосования политик отправился в необычное турне по Франции — на речной барже по Сене. Эта идея пришла к кандидату в голову после того, как его соперник Эмануэль Макрон продемонстрировал незнание родной географии, назвав Гайану островом во время одного из выступлений.

Меланшон решил отправиться в те места Франции, которым необходимо внимание политиков. Находясь на борту судна, он отпускал шутки в адрес Макрона, всячески обыгрывая ошибку своего соперника. Чтобы послушать Меланшона и посмотреть на его предвыборные мероприятия, тысячи жителей городов, мимо которых проплывал кандидат, ежедневно собирались на берегу реки.

Фаворит без содержания

Пока Меланшон читал стихи Шарля Бодлера онлайн и вел еженедельные программы на YouTube, кандидат от партии «Вперед!» Эммануэль Макрон вел интенсивную, но скучную кампанию на просторах сети. Как отмечают специалисты, Макрон сделал ставку на армии ботов, производивших и распространявших положительную информацию о нем, а о соперниках, напротив, — негативную.

Помимо армии ботов Макрона поддержала «дивизия» французских журналистов. По заявлениям конкурентов, 80% СМИ работают на этого кандидата, несмотря на закон, согласно которому всем кандидатам в президенты должно быть отведено одинаковое эфирное время.

Команда Макрона воспользовалась также и стандартной американской технологией — робоколл. Это автоматические звонки избирателям с записью голосового обращения кандидата. За неделю с помощью робоколла обращение от Эммануэля Макрона прослушивали до 6 млн избирателей.

Чтобы угодить молодому электорату, Макрон обратился за помощью к популярным во Франции музыкантам. Группа французских рэперов YCM поддержала кандидата четырехминутным клипом под названием «Эммануэль Макрон». В начале ролика трое «зависающих» чернокожих парней смотрят телевизор, где выступает Ле Пен и очень эмоционально отстаивает свою позицию. Один из героев переключает канал на Макрона, уверенно обращающегося к зрителям.

Оставшиеся три из четырех минут видео рэперы ритмично читают текст из двух слов — имени и фамилии кандидата в президенты.