Будущему президенту нужен рекорд

В Кремле ищут способы обеспечить лучший электоральный результат за новейшую историю РФ

Президент России Владимир Путин на избирательном участке в единый день голосования, 18 сентября 2016... Алексей Дружинин/Пресс-служба президента России/ТАСС
Президент России Владимир Путин на избирательном участке в единый день голосования, 18 сентября 2016 года

В администрации президента обсуждают, как повысить явку и результат потенциального президента на выборах 2018 года до рекордных показателей. Приоритетная задача — мобилизовать «спящий» электорат, поддерживающий действующую власть, но традиционно игнорирующий сам избирательный процесс. В администрации президента рассчитывают, что следующий глава государства в абсолютном выражении покажет лучший результат за последние 20 лет.

По словам собеседника «Газеты.Ru» в Кремле, на различных совещаниях с экспертным сообществом в администрации президента сейчас обсуждаются пути достижения показательных критериев будущей президентской кампании. Поставлена задача провести прозрачные, легитимные выборы и при этом добиться для основного кандидата лучшего результата, нежели в предыдущие годы. «Об этих целях говорят не как о задании, а как о том, о чем надо думать», — особо отмечает собеседник «Газеты.Ru». По его словам, в идеале результат должен быть лучше, чем предыдущий, не только в процентах, но и в абсолютных числах. Отсюда и вытекают ранее пресекавшиеся вопросы о том, как повысить явку в грядущей федеральной кампании 2018 года.

Как поясняет источник, на прошедшем в декабре семинаре для вице-губернаторов присутствующим, например, предлагали подумать, как можно добиться результата в 70% при явке в 70%. Но это, опять же, не было постановкой задачи — «вопрос в том, как это можно сделать, используя легитимные методы, какие институты нуждаются в совершенствовании».

В качестве примера собеседник приводит идею о том, что возможно, например, создать единую систему учета избирателей по всем регионам. Сейчас такой единой базы данных для всех избирательных комиссий нет. Если бы она была, то можно было бы полностью отказаться от голосования по открепительным удостоверениям, так как риск, что человек проголосует на нескольких участках, в этом случае нивелировался. «Отказ от необходимости получать открепительные до выборов, если желающий проголосовать гражданин находится в отъезде, уже бы повысил явку», — полагает источник «Газеты.Ru».

Помимо таких чисто технологических приемов на совещаниях обсуждались способы повышения явки среди молодежи — поиска путей объяснить им, почему важно идти на выборы.

«Предлагалось, например, раньше привлекать членов участковых избирательных комиссий, чтобы они заранее могли обойти больше квартир, информируя людей о выборах», — приводит еще один пример источник.

На совещаниях речь также шла о том, чтобы сделать участие в выборах «модным», «социально-одобряемым поведением». На участках можно устраивать небольшие праздники. Кроме того, в ряде случаев можно совместить выборы с референдумами. Это поможет вдобавок привлечь население к принятию важных для региона решений. Например, сами граждане могут решить, куда направить часть бюджетных средств, полученных регионом от заинтересованных госкомпаний.

Обсуждались и экстравагантные методы. Например, использование компьютерных игр — такая новинка применялась в Самарской области. Участники выборов с помощью установленных на смартфон приложений могли поучаствовать в игре с призами.

Источник уверяет, что «рисовать» результаты выборов региональным властям не дадут. Он также говорит, что обсуждаемая сейчас линейка кандидатов — это далеко не самый важный показатель на предстоящих президентских выборах. Вряд ли кто-то сомневается, что на них победит основной кандидат. В связи с этим выборы будут представлять по факту «референдум о доверии президенту». Кроме того, по информации «Газеты.Ru», задача успешно провести президентские выборы не единственная, которую ставит перед собой новый состав внутриполитического блока администрации президента. Обсуждается «долгосрочное выстраивание внутренней политики, которое обеспечит развитие страны в долгосрочной перспективе».

Источник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю, считает, что, хотя задача провести лучшую кампанию выборов, может, и не ставится, очень важно получить результаты, которые покажут, что президента поддерживают граждане разных поколений и профессий.

Сам Владимир Путин в декабре 2016 года заявил, что считает преждевременным говорить о возможности своего участия в президентских выборах 2018 года. «Время созреет, я буду смотреть на то, что происходит в стране, в мире, и исходя из того, что мы сделали, исходя из того, что мы можем сделать, как мы должны делать, будет принято решение и об участии моем или неучастии в будущих выборах президента Российской Федерации», — отметил он.

Глава Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский объясняет, что уже «известная теоретическая формула» 70/70 как раз и дает лучший результат президентских кампаний в XXI веке: «Это будет более 50% от всех избирателей. В абсолютном выражении это 55–57 млн голосов».

По мнению эксперта, 70% голосов при явке в 70% не выглядит нереалистично, если сравнить ее с результатами предыдущих президентских выборов. На данный момент лучшим результатом всех кампаний был результат Дмитрия Медведева в 2008 году — 52 млн голосов. Это были 70,2% при явке 69,7%. Лучший результат Путина — 49,5 млн голосов (71,4% при явке 64,3%). В 2012 году результат действующего президента составил 45,6 млн голосов.

Бадовский напоминает, что на выборах-2018 будет выше и численность избирателей за счет голосующих в Крыму и Севастополе — примерно 1,8 млн голосов. Из этих расчетов, по мнению эксперта, и вытекает задача рекордной явки. И в этих условиях, помимо «линейки кандидатов», нужна правильная «содержательная повестка кампании», в которой необходим будет сформированный «образ будущего». Эксперт напоминает, что как раз нынешний рейтинг у президента в порядке. Например, среди молодежи, по его словам, он выше среднего. Но вопрос в том, что эта группа как раз на выборы ходит менее активно, как и показали в том числе последние думские выборы.

«В целом молодежь и крупные города, точнее агломерации, — логичные спецпроекты по управлению кампанией на 2018 год», — констатирует Бадовский.

Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что кампания 2018 года будет определяться двумя основными вопросами: «Что будет дальше?» и «Куда мы идем?». А также вопросом смены поколений во власти. При этом брать за модель предыдущие кампании не стоит. Они сильно отличались от нынешней.

По мнению эксперта, в нулевые годы основной идеей была война с терроризмом, в 2004 году — вопрос о продолжении реформ, в 2008-м — транзит власти, в 2012 году — преодоление кризиса доверия части населения. Список остальных кандидатов здесь не слишком важен. «Тут, скорее, стоит говорить о генеральном доверии населения», — поясняет Костин.

Чтобы преодолеть кризис политического участия, нужно выбрать правильные темы и правильные каналы для коммуникации с разными группами населения. «Нужно точно выделить референтных лидеров мнений для различных электорально значимых групп, а для этого провести серию количественных и качественных соцопросов. Вот над этой задачей уже пора думать», — полагает эксперт.

Рассуждая о задаче сделать участие в выборах социально одобряемым поведением, Костин отмечает, что она звучит слишком расплывчато. «А где разница между социально одобряемым поведением и социально одобряемыми ответами на соцопросы? Человек может говорить, что пойдет на выборы, но при этом на них не пойти», — объясняет Костин.

«Цель высокой явки и результата — это не просто один показатель, это задача добиться поддержки во всех ключевых группах населения», — сказал в беседе с «Газетой.Ru» глава ВЦИОМ Валерий Федоров. И здесь возникает все та же проблема молодежи и людей среднего возраста, которые президента по рейтингам хотя и поддерживают, но на выборы не ходят. По словам Федорова, суть как раз в том, чтобы наладить коммуникацию с этой группой населения. И здесь начинаются разговоры об активном использовании интернета и других технологий их вовлечения в политические процессы.

Впрочем, сейчас для этого есть время. Это первая кампания, когда интервал между думскими выборами и президентскими составляет полтора года. А в 2012 году, например, этого зазора не было.

«Тогда кампания строилась на конфликте. Но сейчас есть время для разбега, возможность выстроить ее на консенсусе», — объясняет Федоров.

«Стать президентом пенсионеров, бюджетников и селян — вот самое страшное, что может быть для президента», — коротко резюмирует задачи администрации президента и мнения экспертов источник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю.

Список кандидатов на выборах пока не определен. Официально об участии в президентской гонке заявили только лидеры ЛДПР Владимир Жириновский и «Яблока» Григорий Явлинский. Со своими кандидатами пока не определились ни КПРФ, ни «Справедливая Россиия». От несистемной оппозиции, по информации «Газеты.Ru», вероятнее всего, выдвинется председатель ПАРНАС Михаил Касьянов. Профессор МГИМО, колумнист «Газеты.Ru» Валерий Соловей в фейсбуке заявил о том, что обсуждается и участие в выборах экс-министра финансов Алексея Кудрина.

Впрочем, политолог Леонид Давыдов считает, что прежде, чем ставить какие-либо задачи на грядущие выборы, необходимо озаботиться новыми кадрами, которые с этими задачами смогут справиться. «По сравнению с прошлыми выборами избирательное законодательство, информационное поле, инструменты кампании — все очень сильно поменялось. И здесь нужна новая кровь», — считает эксперт.

И ее пока нет. Вопрос в том, как новые ответственные руководители смогут выстроить систему в сжатые сроки. Если этого не будет сделано, есть опасность, что для решениях поставленных задач они не побрезгуют нелегитимными методами. «Кто будет строить кампанию и выполнять задачу? Это хорошо, если «рисовать» будут. Многие рисовать не умеют», — иронизирует эксперт.

Напомним, что ранее источники и эксперты «Газеты.Ru» выражали опасение, что постановка задач о явке и результате приведет к тому, что региональные власти будут стремиться добиться их любыми способами, не брезгуя и административным ресурсом.